Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
210 въ личной Упостаси, которая отъ Отца исходитъ и въ Словѣ почи¬
ваетъ и являетъ Его” **). 104. Его же, изъ 8-й книги: “Вѣруемъ во единаго Отца, Нача¬
ло всего и виновника, ни отъ кого не родившагося, безвиновнаго же
и нерожденнаго единаго Сущаго, естествомъ же Отца единаго толь¬
ко Единороднаго Сына Его, Господа же нашего Іисуса Христа, и
Изводителя Святаго Духа”86). 105. йзЪ этого же слова: “Ибо если и Духъ Святый отъ От¬
ца исходитъ, но не образомъ рожденія, а — исхожденія, то, слѣ¬
довательно, имѣется иной образъ бытія, также непостижимый и
неразумѣваемый, какъ и рожденіе Сына”87). 106. Изъ этого же слова: “Единый нерожденный — Отецъ
(ибо Его бытіе не происходитъ отъ иной Упостаси): и единый ро¬
жденный — Сынъ (ибо Онъ — рожденъ безначально и внѣ време¬
ни отъ Отеческаго существа), и единый — Святый Духъ, исхо¬
дящій изъ существа Отца, не — рожденный, но — исходящій”88). 107. Также мы вѣруемъ и во единаго Духа Святаго, Господа
и Животворящаго, отъ Отца доходящаго и въ Сынѣ почивающаго,
со Отцемъ и Сыномъ спокланяемаго и сславимаго”88). 108. Изъ того же слова: “Во всемъ (Духъ Святый) подобенъ
— Отцу и Сыну; отъ Отца исходитъ, чрезъ Сына подается и вос¬
принимается всей тварью”80). 109. Изъ того же слова: “(Духъ Святый — ) неотдѣлимый
и нераздѣляемый отъ Отца и Сына, и все имѣющій, что имѣютъ
Отецъ и Сынъ, кромѣ нерожденности и рожденности”81). 110. Духъ Святый и Самъ происходитъ отъ Отца, но не обра¬
зомъ рожденія, а образомъ исхожденія. И что есть различіе ме¬
жду рожденіемъ и похожденіемъ — это мы знаемъ; но въ чемъ за¬
ключается это различіе — отнюдь, не вѣдаемъ. Одновременно про¬
исходятъ и рожденіе Сына отъ Отца и исхожденіе Духа. Все, что
имѣетъ Сынъ, имѣетъ и Святый Духъ отъ Отца, какъ и самое бы¬
тіе Свое; и если не было бы Отца, не было бы ни Сына, ни Духа; и
если чѣмъ-нибудь не обладалъ Отецъ, не имѣли бы сего также ни
Сынъ, ни Духъ; и по той-то причинѣ, что Отецъ обладаетъ, имѣ¬
ютъ все это Сынъ и Духъ, т.. е. чрезъ Отца Они имѣютъ это, не
обладая только ѵпостасными свойствами Отца: — нерожденностью,
рожденіемъ (Сына) и изведеніемъ (Св. Духи); ибо только сими
ѵпостасными свойствами различаются между Собою Три Святыя
Упостаси88). 111. И еще: "Должно вѣдать, htq мы не говоримъ, что Отецъ
происходитъ отъ кого-то, но мы говоримъ, что Онъ — Отецъ Сына;