Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
209 ство, Онъ неизреченнымъ образомъ исходитъ чрезъ рожденнаго
Сына”78). 97. Его же, изъ собесѣдованія съ мжедоніаниномъ: “Ибо
Сынъ родился изъ существа Отца (посему Онъ — Единород¬
ный), и Духъ Святый исходитъ изъ существа Отца”78). 98. Его же: “Единый Богъ, единаго Сына Родитель и Отецъ,
и Духа Святаго Изводите ль (Προβολεύς); Единица не смѣшан¬
ная и Троица нераздѣльная; Умъ безначальный, Единый еди¬
наго по существу безначальнаго Слова Родитель и Единый При-
сносущной Жизни, т. е. Духа Святаго — Источникъ” **). 99. Его же изъ комментарій на книгу Святаго Діонисія:
“О Божественныхъ именахъ”: “Богъ и Отецъ, двигнувшись внѣ
времени и по любви, пришелъ въ раздѣленіе Ѵпостасей, нераз¬
дѣльно и неумаленно пребывая въ Своей полнотѣ, сверхполный
единства и сверхпростый, несмотря на то, что Его Сіяніе при¬
шло въ бытіе, какъ живой Образъ (Его), и несмотря на то, что
Всесвятый Духъ божественно и превѣчно исходитъ отъ Отца,
какъ этому научаетъ Господь”8'). 100. Его же, изъ толкованія “Отче нашъ”: “Сынъ и Духъ
Святый естествомъ одно суть съ Отцемъ; отъ Него — сущіе и
въ Немъ — по естеству выше вины и слова”82). 101. Іустина Философа и мученика, О вѣрѣ, глава 2-я:
“Ибо поскольку изъ Своего существа Отецъ родилъ Сына, и изъ
того же существа извелъ Духа, то — естественно, что участву¬
ющіе въ томъ же самомъ существѣ, и являются участниками:
Того же и единаго Божества”83). 102. И немного далѣе: “Какъ Сынъ — отъ Отца, такъ и
Духъ; развѣ лишь въ образѣ бытія будетъ нѣкое различіе. Ибо
Оный Свѣтъ (т. е. Сынъ) просіялъ отъ Свѣта (т. е. Отца), а
Этотъ Свѣтъ (т. е. Духъ Святый) и Онъ также отъ Свѣта про-
изшелъ, но не рожденіемъ, а исхожденіемъ: такимъ образомъ, явля¬
ясь совѣчнымъ Отцу, такимъ образомъ — того же существа, та¬
кимъ образомъ — безстрастно оттуда исшедшій; такимъ обра¬
зомъ — во Единицѣ разумѣемъ Троицу и Троицу во Единицѣ” 84). 103. Дамаскина, изъ седьмой книги, говорящей о Духѣ: “Та¬
кимъ же образомъ будучи наученными о Духѣ Божіемъ, сшеству-
ющемъ со Словомъ и являющемъ Его дѣйствованіе (энергію), мы
не считаемъ Его за неимѣющее субстанцію дыханіе, но (мыслимъ
о Немъ) какъ о Силѣ по естеству, которая сама по себѣ видится