Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
208 этимъ обозначается извѣстная родственность, а не — общность
(Божественнаго) естества, Павелъ сказалъ: “Намъ же данъ не
духъ міра, но Духъ, Иже отъ Бога”. Еще говорится “Духъ Отца”,
какъ Спаситель говоритъ Апостоламъ: “Не пецытеся, како или
что возглаголете: не вы бо будете глаголющій, но Духъ Отца ва¬
шего глаголяй въ васъ”. Но какъ Писаніе сказало — “Духъ Бога”,
и присовокупило — “Иже отъ Бога”, такъ, опять же, говорится и
— “Духъ Отца”. И дабы ты не подумалъ, что говорится только
въ отношеніи извѣстной родственности, Спаситель утверждаетъ,
говоря: “Егда же пріидетъ Утѣшитель, Духъ истины, Иже отъ От¬
ца исходитъ”. Тамъ — “отъ Бога”; здѣсь — “отъ Отца”. То, что
Онъ привелъ въ отношеніи Себя Самого: “Азъ отъ Бога изыдохъ”,
это же — и въ отношеніи Святаго Духа: “Иже отъ Отца исходитъ”.
Итакъ, говорится: “Духъ Бога”, “Духъ отъ Бога Отца” и “отъ
Отца исходитъ”. Что означаетъ — “исходитъ”? — Не сказалъ:
“рождается”; а то, что не написано (въ Священномъ Писаніи), то¬
го и не надо мыслить. Сынъ — отъ Отца рожденный; Духъ —
отъ Отца исходитъ. Ищешь, конечно, узнать отъ меня, въ чемъ —
различіе: какъ Сей родился, какъ Тотъ исшелъ? Въ чемъ же за¬
ключается дѣло? — Узнавъ, что Сынъ родился, позналъ ли ты и
понялъ: какимъ образомъ Онъ родился? — Такъ что, когда слы¬
шишь имя Сына, разумѣлъ ли ты и образъ рожденія? — Это —
наименованія, возлюбленный, которыя должны быть почтены вѣрой
и сохранены благочестивымъ размышленіемъ”75). 94. Святаго Епифанія Кипрскаго, изъ книги, называемой
“Анкоратъ”: “Такимъ образомъ, мы вѣримъ, что есть Духъ Свя¬
тый, Духъ Божій, Духъ совершенный, Утѣшитель, несотворен¬
ный, отъ Отца исходящій и чрезъ Сына воспріемлемый”76). 95. Изъ посланія папы Целестина къ Несторію: “Не долж¬
ны богохульныя слова смущать чистоту древней вѣры. Кто ког¬
да не былъ судимъ достойнымъ подлежать анаѳемѣ изъ числа
тѣхъ, кто или отъемлютъ или прибавляютъ нѣчто къ Вѣрѣ?
Ибо что полно и ясно предано намъ Святыми Апостолами,
не допускается ни прибавлять къ сему ни убавлять отъ сего.
Ибо мы читаемъ въ нашихъ книгахъ, что не должно ни приба¬
влять, ни измѣнять сего, такъ что прибавляющій или изымаю¬
щій подлежитъ величайшему наказанію”77). 96. Святаго Максима, глава 63 изъ толкованія на проро¬
ка Захарію: “Ибо Духъ Святый, насколько является по Своему
существу естествомъ Бога и Отца, настолько Онъ по Своему су¬
ществу является естествомъ и Сына: ибо имѣя отъ Отца есте¬