Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 205 — тамъ, ни единаго даже слога нарушить, памятуя говорящаго: "Не
предлагай предѣлъ вѣчныхъ, яже положиша Отцы твои”, — ибо
это не они говорили, но чрезъ нихъ говорилъ Духъ Бога и Отца,
Который исходитъ отъ Него, не чуждъ же — Сыну, согласно поня¬
тію естества”59). 78. Его оке, изъ книги: “О Святѣй Троицѣ”: “Познаются и
вѣруются быть Три покланяемыя Ѵпостаси Сей Святой и покла-
няемой Единицы: Отецъ — безначальный, безвиновный, нерожден¬
ный, присносущный; и Сынъ — единородный, рожденный неизре-
ченно и безстрастно и несказанно прежде всѣхъ вѣковъ изъ суще¬
ства Самого Отца, и посему — единосущный и сопрестольный и
во всемъ подобный и равный Отцу, за исключеніемъ лишь Отече¬
ства, Начало же и Вину имѣющій въ рожденіи Своемъ — Отца; и
Духъ Святый — животворящій, покланяемый, исходящій отъ От¬
ца, то есть изъ существа Отца, но не образомъ рожденія (какъ
Сынъ), дабы тѣмъ самымъ не явилось два Сына въ Троицѣ, а —
исходящій, какъ было сказано, отъ единаго Отца, какъ бы изъ
устъ, явленный же чрезъ Сына и говорившій во всѣхъ святыхъ
Пророкахъ и Апостолахъ; кромѣ того, какъ я сказалъ, — сущій
отъ существа Самого Отца и Сына, и имѣющій единосущіе въ от¬
ношеніи Отца и Сына, Онъ и Самъ также, какъ Отецъ и Сынъ, не
имѣетъ ничего общаго понятіемъ Своего существа ни съ какой тва¬
рью” м). 79. Его оке, изъ перваго слова противъ Іуліана: “Сынъ ро¬
дился отъ Отца и есть въ Немъ и отъ Него — по-естеству; исходитъ
также (отъ Отца) и Духъ, свойственный Богу и Отцу и, подобнымъ
же образомъ, свойственный — Сыну: ибо Богъ Отецъ чрезъ Него
освящаетъ то, что^подлежитъ освященію”61), 80. И въ концѣ этого слова: “Ибо Духъ по естеству происхо¬
дитъ отъ Отца; чрезъ Сына же подается твари”62). 81. Его же, изъ второго слова противъ Іуліана: “Что и самое
естество стихій само по себѣ и отъ себя не имѣло бы силы избѣ¬
жать тлѣнности, но нуждается, такъ сказать, въ поддерживаю¬
щей ее для благобытія рукѣ, явилъ Пророкъ, говоря: “Духъ Бо¬
жій ношашеся верху воды”: ибо Онъ все приводитъ къ жизни,
являясь по естеству Духомъ Божіимъ, какъ отъ жизни Отца су¬
щій и отъ Него происходящій”63). 82. Его же, гидъ книги “Сокровищница”: ;Бесѣдуя съ Іуде¬
ями, Христосъ говоритъ въ одномъ мѣстѣ: “Аще же о перстѣ Бо¬
жіи изгоню бѣсы, убо цостиже на васъ Царствіе Божіе”. “Пер¬
стомъ” Онъ здѣсь называетъ Духа Святаго, нѣкимъ образомъ про¬