Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 204 — Виновнику. Посему въ отношеніи Виновника Они — не безначаль¬
ны; является же очевиднымъ, что вина не всегда — древнѣе, чѣмъ
то, чего она является виной: ибо, напр., солнце не — древнѣе свѣта.
А въ нѣкоторомъ отношеніи Они — безначальны, именно — въ от¬
ношеніи времени”53). 72. Дамаса папы Римскаго: изъ Дѣяній Второго Вселенска¬
го Собора: “Если бы кто не говорилъ, что Духъ Святый — отъ От¬
ца свойственно и истинно, какъ и Сынъ — отъ Божественнаго есте¬
ства и Бога Богъ Слово, — анаѳема”54). 73. Святаго Кирилла, изъ 3-яго посланія къ Несторію: “Ибо
Духъ, хотя и имѣетъ Свою отдѣльную Ѵпостась и, дѣйствитель¬
но, разумѣвается Самъ по Себѣ какъ Духъ, а не какъ Сынъ, но
Онъ, однако, не чуждъ Ему, ибо именуется “Духомъ Истины”, а
Истина — Христосъ, и Онъ изливается Имъ (Христомъ), какъ,
конечно, — и отъ Отца” и). 74. Его же, изъ слова къ императору Ѳеодосію: “Ибо разрѣ¬
шая грѣхи того, кто — близокъ Ему, Онъ затѣмъ помазываетъ Сво¬
имъ Духомъ, Котораго Самъ посылаетъ, какъ Слово Бога Отца, и
изъ собственнаго естества изливаетъ на насъ какъ изъ источника;
явивъ же какъ бы общее обыкновеніе въ домосторительствѣ едине¬
нія съ плотію, Онъ и какъ человѣкъ дунулъ на нихъ тѣлеснымъ об¬
разомъ; ибо Онъ дунулъ на Святыхъ Апостоловъ, говоря: “Пріими-
те Духа Свята”, и “не въ мѣру даетъ Духа”, по изреченію Іоанна,
но Самъ посылаетъ отъ Себя, именно, какъ и — Отецъ”56). 75. И немного далѣе: “(Христосъ) посылаетъ Духа въ кре¬
стящихся, не какъ нѣчто чуждое, какъ раба и слугу, но какъ Бога
естествомъ съ властью высочайшею, Который — отъ Него и свой¬
ственъ Ему, чрезъ Котораго и печатлѣется въ насъ божественная
черта (χαρακτήρ)” *7). 76. Его же, изъ толкованія Святаго Сгмвола Вѣры: “Закон¬
чивъ же слово относительно Христа, святые и треблаженные От¬
цы упоминаютъ о Святомъ Духѣ. Ибо сказали, что вѣруютъ въ
Него въ тѣхъ же терминахъ, которыми говорятъ касательно Отца и
Сына, ибо Онъ — единосущенъ Имъ, и изливается, или исходитъ,
какъ отъ Источника — от Бога и Отца; подается же твари чрезъ
Сына; посему-то Онъ дунулъ на Своихъ Апостоловъ, говоря: “Прі-
имите Духа Свята”. Итакъ, Духъ — отъ Бога и Самъ — Богъ”58). 77. Его же, изъ посланія къ Іоанну Антіохійскому: “Нико¬
имъ образомъ мы не допускаемъ нарушать Вѣру, изложенную От¬
цами нашими, то есть Сѵмвола Вѣры; ни намъ самимъ, ни инымъ
мы не допускаемъ измѣнять ни единаго слова изъ находящагося