Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
203 66. Его же, изъ слова объ умѣренности въ спорахъ: “ Дол¬
женствуетъ вѣдать единаго Отца — безначальнаго и нерожденна¬
го, и единаго Сына — рожденнаго отъ Отца, и единаго Духа —
имѣющаго отъ Бога бытіе; долженствуетъ приписывать Отцу лич¬
ное свойство — не быть рожденнымъ, Сыну же — быть рожден¬
нымъ, а все иное у Нихъ — одного естества и сопрестольно и еди¬
нославно и единочестно; сіе долженствуетъ вѣдать, сіе — испо-
вѣдывать, здѣсь полагать предѣлъ, многую же безсмыслицу и не¬
вѣжественныя новшества разсужденій надо отсылать къ людямъ
ведущимъ праздную жизнь”48). 67. Его же изъ слова къ Ирону философу: “(Учи исповѣды-
вать) Единаго Духа Святаго, исшедшаго или исходящаго отъ От¬
ца” 49). 68. И немного далѣе: “ (Учи насъ) не дѣлать Отца подначаль¬
нымъ, дабы не ввести намъ чего-то такого, что цервоначальнѣе Пер¬
воначальнаго, чѣмъ извратится бытіе Первоначальнаго, а Сына
или Духа Святаго не дѣлать безначальнымъ, дабы не отъять у От¬
ца свойство Его. Ибо Они — не безначальны, и вмѣстѣ въ нѣкото¬
ромъ отношеніи — безначальны, что и удивительно! Оци не без¬
начальны — въ отношеніи къ Виновнику; потому что, какъ свѣтъ
изъ солнца, такъ Они изъ Бога, хотя и не послѣ Него. Безначаль¬
ны же Они въ отношеніи.ко времени”50). 69. И немного далѣе: “И Отцу, и Сыну и Святому Духу суть
общи неначинаемость бытія и Божественность; но Сыну и Духу
принадлежитъ имѣть бытіе отъ Отца. И отличительное свойство
Отца есть нерожденность, а Сына. —. рожденность, и Духа Свята¬
го — исходность*’51). 70. Изъ слова къ Евагрію: “И какъ бы нѣкіе лучи Отца, по¬
сылаемые къ намъ — свѣтлый Іисусъ и Духъ Святый. Ибо какъ
лучи свѣта, имѣющіе нераздѣлимое по естеству состояніе въ отно¬
шеніи другъ друга и не отдѣляются отъ свѣта и не раздѣляются
между собой, и приносятъ къ намъ благодать свѣта, такимъ же
образомъ и Спаситель нашъ и Духъ Святый суть двойной Лучъ
Отца, Который подаетъ намъ свѣтъ истины и съ Отцемъ пребыва-·
етъ въ единеніи”52). 71. Его же, изъ перваго слова о Синѣ: “Какимъ же образомъ
Сынъ и Духъ Святый могутъ быть не собезначальными, если Они
соприсносущны (съ Отцемъ) ? — По той причинѣ, что Они изъ Не¬
го, хотя и не послѣ Него. Ибо то, что безначально — присносущ-
но, но то, что присносущно не является по необходимости, безна¬
чальнымъ до тѣхъ поръ, пока относится къ Отцу, какъ къ Своему