Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
202 58. Изъ того же слова: "Когда мы воззримъ на Божество и
на Первую Вину и на единоначаліе, тогда созерцаемое нами
представляется Одно; когда же воззримъ на Тѣ Лица, въ Кото¬
рыхъ — Божество, и на Тѣхъ, Которыя происходятъ отъ Пер¬
вой Вины внѣ времени, въ единой славѣ, тогда имѣемъ Три По-
кланяемыхъ”40). 59. Изъ слова на прибытіе Египетскихъ епископовъ: “Име¬
нуется же оно (естество) Богомъ и существуетъ въ Трехъ Вели¬
чайшихъ: Виновникѣ, Творцѣ и Совершителѣ (Освятителѣ);
имѣю въ виду — въ Отцѣ и Сынѣ и Святомъ Духѣ, Которые не
настолько отдѣлены Другъ отъ Друга, чтобы быть раздѣленными
въ три различныя и чуждыя (Другъ Другу естества), и не на¬
столько сочетанны, чтобы заключаться въ одномъ Лицѣ”41). 60. И немного далѣе: “Но если все то, что имѣетъ Отецъ —
принадлежитъ Сыну, кромѣ Вины; то и все то, что имѣетъ Сынъ
— принадлежитъ Духу, кромѣ Сыновства”42). 61. Изъ слова о догматѣ и поставленіи Епископовъ: “Ибо
чьимъ будетъ Сынъ, если не относится къ Отцу, какъ Виновнику?
Не должно въ Отцѣ умалять достоинства — быть Началомъ, при¬
надлежащаго Ему — какъ Отцу и Родителю. Ибо будетъ Нача¬
ломъ чего-то малаго и недостойнаго, если Онъ не Виновникъ Бо¬
жества, созерцаемаго въ Сынѣ и Духѣ, ибо необходимо и соблю¬
сти вѣру въ единаго Бога, и исповѣдывать Три Ѵпостаси, или
Три Лица, притомъ Каждое съ личнымъ Его свойствомъ. Соблю¬
дается же, по моему разсужденію, вѣра въ единаго Бога, когда
и Сына и Духа будемъ относить къ единому Виновнику, не сла¬
гая и не смѣшивая (съ Нимъ), согласно единому и тому же (по¬
нятію) Божества”43). 62. Изъ того же слова: “(Соблюдаются и) личныя свойства,
когда будемъ представлять и нарицать Отца Безначальнымъ и На¬
чаломъ, Началомъ же — какъ Виновника и какъ Источникъ и какъ
присносущный Свѣтъ”44). 63. И еще изъ этого же слова: “Ты слышишь о рожденіи?
Не допытывайся знать, каковъ образъ рожденія. Слышишь, что
Духъ исходитъ отъ Отца? — Не любопытствуй знать, какъ исхо¬
дитъ”45). 64. Его же, изъ слова на Пятидесятницу: “Если къ Первой
Винѣ относится все то, что принадлежитъ Сыну, то такимъ же
образомъ — и все то, что принадлежитъ Духу”4в). 65. И немного далѣе: “Все то, что имѣетъ Отецъ, принадле¬
житъ Сыну, кромѣ нерожденности; все то, что имѣетъ Сынъ, при¬
надлежитъ Духу, кромѣ рожденности”47).