Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
199 вину бытія, какъ и Единородный Свѣтъ; просіявъ же чрезъ Истин¬
ный Свѣтъ, Онъ ни промежуткомъ (времени) ни различіемъ есте¬
ства не отдѣляется ни отъ Отца, ни отъ Сына”28). 44. Его же, изъ той же книги, глава 36: “Лучше же мы
мысленно представимъ себѣ не лучи, исходящіе отъ солнца, но
— отъ Нерожденнаго Солнца — Иное Солнце, Которое рожде¬
ніемъ просіяваетъ вмѣстѣ съ Первымъ Солнцемъ и во всемъ явля¬
ется Ему равнымъ: въ красотѣ, силѣ, сіяніи, величіи, свѣтѣ и,
кратко сказать, во всемъ, что наблюдается въ отношеніи солнца.
И затѣмъ (представимъ себѣ мысленно) Иной, подобнаго рода
Свѣтъ; тѣмъ же образомъ, не раздѣленный никакимъ проме¬
жуткомъ времени отъ Рожденнаго Свѣта, но чрезъ Него просія-
вающій, но имѣющій вину Упостаси отъ Первообразнаго Свѣта;
хотя и Самъ Онъ является Свѣтомъ, и согласно подобію съ пре¬
жде представленнымъ Свѣтомъ, и свѣтитъ и совершаетъ все иное,
свойственное Свѣту”27). 45. И въ концѣ этой же книги: “Ибо, какъ соединенный съ
Отцемъ и отъ Него имѣя бытіе, Сынъ, однако, не есть позже От¬
ца по бытію, такимъ же образомъ, въ свою очередь, и Духъ Свя¬
тый — въ отношеніи Сына; ибо только понятіемъ вины Сынъ
представляется ранѣе УпОетаси Духа; протяженіе времени не
имѣетъ мѣста въ отношеніи Превѣчной Жизни, такъ что когда
отстранимъ понятіе вины, Святая Троица (представится намъ)
не имѣющей ни въ чемъ несогласованности въ отношеніи Себя
Самой”28). 46. Его же, изъ Катихическаго его слова: “Какъ мы слы¬
шимъ, что Слово Божіе — произволяющее и дѣйствующее и все¬
могущее, такъ мы научены и относительно Духа Божіяго: мы
себѣ представляемъ Его, какъ существующаго со Словомъ и явля¬
ющаго Его дѣйствіе; не какъ не имѣющее бытіе дыханіе, но
какъ Силу по существу саму по себѣ, въ личной Упостаси пред¬
ставляемую, отъ Отца исходящую и въ Сынѣ почивающую28). 47. Его же, изъ слова “О Святой Троицѣ”: “Мы говоримъ,
что Божество — единосущно и тріипостасно, ибо Ветхій и Но¬
вый Завѣты знали возвѣщать единаго Бога съ Словомъ и Ду¬
хомъ. Итакъ, такъ необходимо разсуждать касательно Боже¬
ственнаго Существа: Отецъ пребываетъ Отцемъ, и не становит¬
ся Сыномъ; и Сынъ пребываетъ Сыномъ, и не есть Отецъ; и
Духъ пребываетъ быть Духомъ, и не становится ни Сыномъ, ни
Отцемъ, но пребываетъ быть Духомъ Святымъ. Ибо Отецъ ра-
ждаетъ Сына и .есть Отецъ, и Сынъ есть рожденное Слово и