Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
196 да, Животворящаго, Иже отъ Отца исходящаго, Иже со Отцемъ и
Сыномъ споклоняема, и сславима”. 32. Святаго Василія, изъ книги противъ аріанъ и савелліанъ
и евноміанъ: “Борется Іудейство Ъъ Елленизмомъ”: “Итакъ, то,
что мы сказали относительно Сына, что долженствуетъ исповѣды-
вать Его Лице, это же мы имѣемъ сказать и относительно Духа Свя¬
таго: ибо — не одно и то же Отецъ и Духъ на основаніи написаннаго:
“ Духъ есть Богъ”, и, въ свою очередь, не одно — Лице Сына и
Духа, на основаніи того, что говорится: “Аще же кто Духа Христо¬
ва не имать, сей нѣсть Еговъ” '*). 33. И еще: “Ибо здѣсь (т. е. относительно пониманія
Рим. 8. 9) нѣкоторые ошиблись, считая что Духъ и Христосъ — одно. Но что мы говоримъ (по поводу сего мѣста)? — Что
здѣсь является родственность естества, а не — смѣшеніе Лицъ;
ибо Отецъ, имѣющій совершенное и самодовлѣющее бытіе, —
Корень и Источникъ Сына и Духа” '*)- 34. И еще: “Ибо только одинъ — истинно Духъ. Ибо, какъ
многіе сыны (Божіи), единъ же — истинный Сынъ, такимъ же
образомъ, хотя и говорится, что все — отъ Бога, однако, соб¬
ственно говоря, Сынъ — отъ Бога и Духъ — отъ Бога, посколь¬
ку и Сынъ отъ Отца исшелъ (ίξήλϋε) и Духъ отъ Отца исхо¬
дитъ (Ьхлодеѵегси); но Сынъ — отъ Отца образомъ рожденія,
Духъ же — отъ Бога неизреченнымъ образомъ” 17). 35. И еще: “Съ Отцемъ я знаю Духа (и знаю), что Онъ не — Отецъ; и чрезъ Сына я принялъ (Его), но (не принялъ),
что Онъ называется Сыномъ. Но разумѣю свойственность въ от¬
ношеніи Отца, поскольку Онъ отъ Отца исходитъ; свойственность
же въ отношеніи Сына, поскольку слышу: “Аще кто Духа Хри¬
стова не имать, сей нѣсть Еговъ” |8). 36. Егоже, къ брату его Григорію о различіи между су¬
ществомъ и ѵпостасію: “Ибо Сынъ, чрезъ Котораго — все, и
съ Которымъ Духъ Святый нераздѣльно разумѣется, есть отъ
Отца. Ибо невозможно никому познать Сына, если онъ прежде
не былъ просвѣщенъ Духомъ. Ибо, вотъ, Святый Духъ, отъ
Котораго всякое подаяніе благъ истекаетъ, какъ изъ источника,
на, тварь, связанъ съ Сыномъ, и съ Нимъ неразрывно разумѣет¬
ся и отъ Отца имѣетъ вину Своего бытія, отъ Котораго и ис¬
ходитъ; Онъ имѣетъ сей отличительный знакъ личнаго ѵпостас¬
наго свойства: — познаваться послѣ Сына и вмѣстѣ съ Сыномъ
и отъ Отца имѣть бытіе; Сынъ же, — являющій Духа, чрезъ
Него и вмѣстѣ съ Нимъ происходящаго отъ Отца, ;— единый