Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 194 — вамъ. Онъ Мя прославитъ, яко отъ Моего пріиметъ, и возвѣститъ
вамъ”. 15. (гл. 16): “Вся, елика имать Отецъ, Моя суть: сего ради
рѣхъ, яко отъ Моего пріиметъ, и возвѣститъ вамъ”. 16. Изъ Дѣяній, слова Апостола Петра (гл. 2, ст. 33): “Дес¬
ницею убо Божіею вознесеся, и обѣтованіе Святаго Духа пріемъ
отъ Отца, излія сіе, еже вы нынѣ видите и слышите”. 17. Его же изъ Огласительнаго Слова къ его ученику Климен¬
ту: “Дабы ясно узрѣвъ, люди увѣровали во единаго Бога Отца,
Вседержителя, и во Единороднаго Сына Его, прежде вѣковъ отъ
Него неизреченно рожденнаго, и въ Духа Святаго, Который отъ
Того же Отца несказанно исходитъ, — во единаго Бога, познава¬
емаго въ Тріехъ Ѵпостасяхъ, безначальнаго, нескончаемаго, вѣчна¬
го, присносущнаго5). 18. Изъ Перваго Посланія къ Коринѳянамъ (гл. 2, ст. 10-12):
“Намъ же Богъ открылъ есть Духомъ Своимъ: Духъ бо вся испы-
туетъ, и глубины Божія. Кто бо вѣсть отъ человѣкъ, яже въ чело-
вѣцѣ, точію духъ человѣка живущій въ немъ; такожде и Божія
никтоже вѣсть, точію Духъ Божій. Мы же не духа міра сего прі-
яхомъ, но Духа Иже отъ Бога, да вѣмы яже отъ Бога дарованная
намъ”. 19. Изъ Посланія къ Римлянамъ (гл. 8, ст. 9-11): “Вы же нѣ-
сте во плоти, но въ дусѣ, понеже Духъ Божій живетъ въ васъ. Аще
же кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Еговъ. Аще же Хри¬
стосъ въ васъ, плоть убо мертва грѣха ради: духъ же живетъ прав¬
ды ради. Аще ли же Духъ воскресившаго Іисуса отъ мертвыхъ
живетъ въ васъ, воздвигій Христа изъ мертвыхъ, оживотворитъ и
мертвенная тѣлеса ваша, живущимъ Духомъ Его въ васъ”. 20. Изъ Посланія къ Галатамъ (гл. 4, ст. 6): “И понеже есте
сынове, посла Богъ Духа Сына Своего въ сердца ваша, вопіюща:
Авва Отче”. 21. Изъ Посланія къ Титу (гл. 3, ст. 5, 6): “Спасе насъ ба¬
нею пакибытія, и обновленія Духа Святаго, Егоже излія на насъ
обильно Іисусомъ Христомъ Спасителемъ нашимъ”. 22. Святаго Діонисія, изъ второй книги: “0 Божественныхъ
именахъ”: “ .. .и Духъ Истины, Который отъ Отца исходитъ”®). 23. Изъ той же книги: “Но и Тѣ, Которые — пресуществен¬
наго Божественнаго рода, не обращаются Другъ въ Друга; еди¬
ный же Источникъ пресущественнаго Божества — Отецъ; такъ
что ни Отецъ не станетъ Сыномъ, ни Сынъ — Отцемъ”7).