Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 192 — вначалѣ этого письма находимъ слѣдующія слова: “Богохраниме,
Боговѣнчанне, чадо Константине, святый Царю... ” Изъ
сего явствуетъ, что это сочиненіе направляется, согласно распоря¬
женію, Императору Константину IX, послѣднему Византійскому
Василевсу, который вступилъ на престолъ послѣ своего брата —
Іоанна VIII въ 1449 г., т. е. спустя 5 лѣтъ послѣ смерти св. Марка
Ефесскаго. Кто же, тогда, является авторомъ помянутаго сочине¬
нія, остается гадать. Во всякомъ случаѣ это — лицо духовнаго
сана и высоко-почитаемое Императоромъ. Возможно, что это былъ
св. Геннадій (въ міру Георгій Схоларій), который во время цар¬
ствованія Константина Палеолога уже былъ монахомъ и прини¬
малъ видное участіе въ Соборѣ, бывшемъ въ храмѣ св. Софіи въ
1450 г., на которомъ было обсуждено ученія латинянъ, и въ пер¬
вую очередь, ученіе объ Исхожденіи Св. Духа отъ Отца и Сына. Такимъ образомъ, сочиненіе св. Марка Ефесскаго: “Свидѣ¬
тельства объ исхожденіи Св. Духа только отъ Отеческой Ѵпоста¬
си”, находящееся въ помянутой Миланской рукописи, не слѣду¬
етъ отождествлять съ помянутыми рукописями Московской Сѵно¬
дальной Библіотеки. Кромѣ того, сочиненіе св. Марка, находяще¬
еся въ Миланской рукописи, содержитъ цитаты, не всегда предста¬
вленныя въ хронологическомъ порядкѣ, иногда онѣ не собраны по
авторамъ ихъ (т. е. цитируемымъ свв Отцамъ), а иногда встрѣча¬
ются повторенія одной и той же цитаты въ разныхъ мѣстахъ того
же сочиненія. Врядъ ли, если бы это сочиненіе предназначалось
для Императора, оно было бы представлено ему въ нѣсколько не¬
обработанномъ видѣ, тѣмъ болѣе, что мы имѣли уже возможность
видѣть, хотя бы на примѣрѣ приведенныхъ выше трактатовъ св.
Марка объ очистительномъ огнѣ, какъ тщателенъ былъ св. Маркъ
въ своей работѣ. Скорѣе всего данное сочиненіе являлось трудомъ
его, предназначеннымъ для себя и православныхъ представителей.
То, что въ этомъ сочиненіи приводится гораздо больше цитатъ, не¬
жели было приведено и изучалось на засѣданіяхъ Собора, быть
можетъ, говоритъ за то, что эти цитаты были позднѣе почерпнуты
св. Маркомъ; быть можетъ — какъ разъ при разсмотрѣніи въ ко¬
миссіи всѣхъ тѣхъ рукописей, которыми пользовались и которыя
приводили представители Православной и Латинской Церквей. Монсиньеръ Луи Пти опубликовалъ эту рукопись въ 17-мъ
томѣ “Патрологіа Оріенталисъ”, стр. 342-367, съ изданія котора¬
го и дѣлается настоящій переводъ на русскій языкъ.