Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 191 — Послѣ сего публичныя засѣданія прекратились, а въ насту¬
пившій краткій перерывъ особымъ комиссіямъ было поручено изу¬
чить тѣ рукописи, изъ которыхъ черпались цитаты изъ свв. От-
цевъ, приводимыя какъ православными, такъ и латинянами, при
обсужденіи догмата о Св. Духѣ. Прежде чѣмъ мы перейдемъ къ дальнѣйшему изложенію
исторіи Флорентійской Уніи, мы приведемъ здѣсь твореніе св.
Марка Ефесскаго, которое, несомнѣнно, связано съ тѣмъ періо¬
домъ, который мы изложили въ настоящей главѣ. Это твореніе:
— “Собраніе цитатъ изъ Св. Писанія, Соборовъ и свв. Отцевъ, сви¬
дѣтельствующихъ о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отца.
Mgr. L. Petit4) полагаетъ, что это сочиненіе было написано св. Мар¬
комъ для Императора Іоанна какъ разъ въ тотъ періодъ, когда на
засѣданіяхъ Собора происходило разсмотрѣніе выдержекъ изъ свв.
Отцевъ, говорящихъ объ исхожденіи Св. Духа. При этомъ монси-
ньеръ Пти ссылается на ученаго архимандрита Андроника Deme-
tracopoulos’a, который свидѣтельствуетъ, что среди греческихъ ру¬
кописей Московской Сѵнодальной Библіотеки имѣются двѣ руко¬
писи, озаглавленныя: “Собраніе изреченій, свидѣтельствующихъ,
что только отъ Отца исходитъ Св. Духъ, но не — и отъ Сына, —
данное Самодержцу и Боговѣнчанному Царю Палеологу, какъ это
было заповѣдано его святымъ царскимъ саномъ”. Это сочиненіе
предваряется письмомъ къ Императору, заглавныя строки котора¬
го сообщаетъ архимандритъ Андроникъ. Mgr. L. Petit считаетъ,
что помянутое сочиненіе тождественно съ сочиненіемъ св. Марка
Ефесскаго (какъ это значится въ заглавіи рукописи), о которомъ
мы сказали выше и которое сохранилось въ Миланской рукописи
Codex Amjbrosianus 653, fol. 26-33. Между тѣмъ, надо сказать, что
монсиньеръ Л. Пти не обратилъ вниманія на тотъ фактъ, что въ
заглавіи того сочиненія, о которомъ упоминаетъ архимандритъ Ан¬
дроникъ Деметракопулосъ, во-первыхъ отсутствуетъ имя автора,
лучше сказать — собирателя, сочиненія, а, во-вторыхъ, имя Импе¬
ратора не указано; но, какъ мы видимъ, очень часто при наимено¬
ваніи императоровъ на нѣкоторыхъ офиціальныхъ документахъ,
личное имя Императора не имѣетъ нужды упоминаться въ офиці¬
альныхъ обращеніяхъ. Въ то время какъ имѣющееся общее наиме¬
нованіе — “Царю Палеологу” — можетъ одинаково относиться къ
любому изъ этого рода императоровъ. Однако, прилагаемое при
семъ сочиненіи письмо автора Императору, первыя строки кото¬
раго намъ сообщаетъ архимандритъ Андроникъ, говоритъ намъ о
томъ, которому изъ Палеологовъ это сочиненіе направляется. Ибо