Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
190 — но — Отца”. Послѣ оглашенія этого письма св. Максима Испо¬
вѣдника, греки рѣшили немедленно заключить съ латинянами
Унію, если тѣ признаютъ какъ подлинность сего письма, такъ и
то, что оно дѣйствительно выражаетъ ихъ ученіе о Св. Духѣ. Ла¬
тиняне, не давъ прямого отвѣта грекамъ, потребовали новаго засѣ¬
данія, на что Императоръ далъ согласіе, но запретилъ св. Марку
Ефесскому и Антонію Ираклійскому присутствовать на немъ, бо¬
ясь ихъ открытаго противодѣйствія его планамъ осуществленія
Уніи. На засѣданіи Іоаннъ Рагусскій не далъ рѣшительнаго отвѣ¬
та на вопросъ грековъ касательно письма святаго Максима Исповѣд¬
ника, но сказалъ, что, по ученію Латинской Церкви, Отецъ явля¬
ется единственнымъ Виновникомъ и Началомъ Св. Духа, но и Сынъ
имѣетъ отъ Отца свойство "изводить” Св. Духа, и изводитъ Св.
Духа не отъ Себя, но отъ Отца. Впрочемъ, Писаніе называетъ Св.
Духа также и — “Духомъ Сына”; и то, что Онъ также подается
чрезъ дуновеніе Сына, обозначаетъ также, что Онъ исходитъ и отъ
Сына. Этотъ отказъ латинянъ отвѣтить на прямо поставленный имъ
вопросъ грековъ касательно письма св. Максима Исповѣдника, а
затѣмъ послѣдующая фразировка ихъ ученія, показали грекамъ,
что латиняне отнюдь не отказываются отъ своего ученія, что Св.
Духъ по бытію исходитъ и отъ Сына въ томъ же пониманіи, какъ
Онъ исходитъ отъ Отца, и что ихъ пониманіе “единаго Виновника”
бытія Св. Духа совершенно противорѣчитъ пониманію догмата о
Св. Духѣ у православныхъ. Св. Маркъ Ефесскій въ особомъ про¬
странномъ трактатѣ, который будетъ приведенъ въ нашей книгѣ,
доказалъ, что ученіе латинянъ объ исхожденіи Св. Духа отъ Отца
и отъ Сына, какъ отъ единаго Виновника и единаго Начала, —
является абсурдомъ. Послѣдующая рѣчь Іоанна Рагусскаго послѣдовала на 25-мъ
и послѣднемъ открытомъ засѣданіи Собора; она еще больше пока¬
зала, что ученіе латинянъ объ Исхожденіи Св. Духа совершенно
расходится съ ученіемъ о семъ предметѣ у православныхъ, и на
лицо не недоговоронность, не выраженіе одного и того же, только
въ различныхъ терминахъ, — а именно, глубокое различіе догма¬
тическаго ученія. Поскольку эта рѣчь заняла все засѣданіе, то
греки и не могли бы ничего на нее сказать, такъ что Исидоръ Кіев¬
скій замѣтилъ: “Если на аренѣ выступаетъ только одинъ борецъ,
естественно — что онъ останется побѣдителемъ”. Онъ присовоку¬
пилъ также, что греки тоже могли бы многое сказать. Увы, это
были чуть ли не единственныя слова въ интересахъ Православія,
которыя онъ произнесъ на Флорентійскомъ Соборѣ.