Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 189 — тѣ, чтобы онъ выслушалъ разрѣшеніе своихъ словъ, но, повидимо-
му, будучи побѣжденнымъ (ψτηϋε'ις άπέγνω), ОНЪ отчаялся И ПОСе-
му не дерзнулъ говорить Собору”2). Этому созвучны и слова папы,
который говоритъ Императору: “Намъ извѣстно, что Ефесянинъ
отъ диспутовъ уклонялся, не будучи въ состояніи отвѣтить на тѣ
вопросы, которые ему ставилъ фра Іоаннъ (Рагусскій)”3). Такимъ образомъ, св. Маркъ намъ ясно представилъ ту об¬
становку, въ которой происходили его пренія съ Іоанномъ Рагус-
скимъ. Видя безполезность дальнѣйшихъ убѣжденій и изысканій,
а также явное попраніе и издѣвательство надъ Истиной, Святи¬
тель Маркъ рѣшилъ больше не говорить на явныхъ собраніяхъ.
Если до этого момента Акты Собора полны словъ и рѣчей
св. Марка Ефесскаго, то теперь его имя исчезаетъ совершенно и
уже въ Актахъ Собора стоитъ неопредѣленное и безличное наиме¬
нованіе — “Греки”, какъ бы, съ уходомъ св. Марка, греческая де¬
легація потеряла свое опредѣленное лицо и постепенно сводится
на послушную Папѣ сѣрую массу. Но вернемся къ продолженію нашего изложенія. Латиняне, увидѣвъ, что греки — будь то даже молчаливая
оппозиція — совершенно не пойдутъ на признаніе Бога Сына На¬
чаломъ Св. Духа, пошли на другой путь, хотя въ сущности дѣло
оставалось тѣмъ же. Именно: Іоаннъ Рагусскій торжественно объ¬
явилъ отъ лица латинянъ, что Латинская Церковь признаетъ толь¬
ко одно Начало и только одного Виновника происхожденія Св. Ду¬
ха. Это заявленіе удовлетворило большое число грековъ, которые
увидѣли въ этомъ заявленіи возможность для соединенія съ лати¬
нянами. На самомъ же дѣлѣ, въ этомъ заявленіи, какъ увидимъ
далѣе, крылась фальшь и не все было сказано. Но въ это время
только двое почувствовали это изъ числа греческихъ представите¬
лей: св. Маркъ Ефесскій и Антоній Ираклійскій. Что касается
Императора, то онъ ухватился за слова Іоанна Рагусскаго, чтобы
заключить съ латинянами Унію, ибо въ тѣхъ словахъ — что лати¬
няне признаютъ только одного Виновника бытія Св. Духа — ка¬
залась тождественность съ православнымъ пониманіемъ. Сторонни¬
ки Уніи изъ числа греческихъ представителей представили на вну¬
треннемъ засѣданіи грековъ письмо св. Максима Исповѣдника,
который такъ говоритъ о пониманіи современными ему латинянами
догмата объ исхожденіи Св. Духа: “Если они говорятъ, что Духъ
происходитъ также и отъ Сына, то этимъ они, отнюдь, не претен¬
дуютъ сказать, что Сынъ является Причиной (αίτια) Духа; ибо
они признаютъ только одного Виновника Сына и Св. Духа, имен¬