Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 188 завъ, что профанаціоннымъ образомъ книги являются подложными,
ничего не достигъ и никого не убѣдилъ, кромѣ того безполезно и
безцѣльно потерялъ время. Ибо одни слова смѣнялись другими и
рѣчь рождала рѣчь, какъ это — въ ихъ обыкновеніи; и ничѣмъ
сколь-нибудь большимъ ихъ истина не доказала свою силу, хотя
они много ради себя излили чернилъ и многословіями прикрыва¬
ли ее, пока, наконецъ, снова потерявъ терпѣніе, какъ отъ того, что
былъ измученъ присущей мнѣ немощью, такъ и отъ того, что ви¬
дѣлъ безплодность (ихъ) словъ, я, какъ могъ, простеръ къ нимъ
очень длинное слово, въ которомъ неопровержимыми свидетельства-
ми я представилъ истину нашего догмата: что только отъ Отца, а
не отъ Сына, исходитъ Духъ Святый; начавъ отъ евангельскихъ
словъ, затѣмъ отъ Апостоловъ и послѣдовавшихъ имъ и дойдя да¬
же до Третьяго Вселенскаго Собора, по порядку обрабатывая все
изъ сказаннаго и суммируя и дѣлая выводъ, что находящійся въ
распоряженіи матеріалъ доказываетъ, что вездѣ осуждается нов-
шескій догматъ латинянъ. На этомъ я закончилъ къ нимъ рѣчь,
рѣшивъ или больше не сходиться съ ними на собраніе или, по
крайней мѣрѣ, молчать. Но они вызывали насъ, пріятно это намъ
или нѣтъ, на возраженія противъ того, что было сказано (ими). И
дѣлая это, въ то время какъ я по немощи отсутствовалъ, два по¬
слѣдующихъ засѣданія только они говорили, между тѣмъ какъ ни¬
кто не взялъ на себя защиту; на первомъ засѣданіи они приводили
слова своихъ Учителей, въ которыхъ говорилось, что Духъ Свя¬
тый исходитъ отъ Сына такъ же, какъ и отъ Отца; на второмъ —
то, что было мною сказано, они больше извращали, нежели опро¬
вергали нашихъ учителей, приводя противоположныядсакъ это имъ
казалось, мнѣнія. Но такъ какъ я молчалъ и не видно было, что¬
бы кто-нибудь изъ нашихъ возражалъ имъ, какъ потому, что вла¬
сти судили, что такъ — лучше, такъ и потому, что всѣ не рѣша¬
лись на борьбу и боялись, чтобы не впасть въ ссоры и не подвер¬
гнуться непріятностямъ, то они, наше молчаніе принимая за удачу,
и какъ бы нѣкихъ бѣгущихъ призывая на борьбу, и такъ какъ
никто изъ насъ не соглашался, апплодировали себѣ, какъ побѣди¬
телямъ и какъ обладателямъ истины. Это же самое они намѣре¬
вались и всегда дѣлать, чтобы, разъ и навсегда приготовившись
говорить противоположное на все то, что нами говорилось, затѣмъ
приписывать себѣ побѣду” 1). Созвучное послѣднимъ словамъ св. Марка читаемъ заявленіе
Іоанна Рагусскаго въ началѣ 8-го засѣданія Собора во Флоренціи:
“Я желалъ, чтобы Маркъ Ефесскій былъ съ нами на этомъ диспу¬