Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
187 лія Великаго имѣетъ интерполяцію, внесенную защитниками уче¬
нія “Filiqoue”, при этомъ онъ сослался на то, что подобные испор¬
ченные злоумышленниками тексты извѣстны — не только на Вос¬
токѣ, но и на Западѣ: такъ напр. папа Зосима привелъ африкан¬
скихъ епископовъ канонъ, на который онъ сослался, какъ на ка¬
нонъ, вынесенный Первымъ Вселенскимъ Соборомъ, но который,
въ дѣйствительности, не существовалъ. Затѣмъ, св. Маркъ Ефес-
скій привелъ иной текстъ изъ Василія Великаго, въ которомъ опре¬
дѣленно говорится, что св. Духъ исходитъ исключительно отъ От¬
ца. Но Іоаннъ Рагусскій возразилъ на это, что въ томъ же самомъ
мѣстѣ Василій Великій говоритъ, что Св. Духъ “зависитъ отъ Сы¬
на, что, по его толкованію, указываетъ на Сына, какъ на Виновни¬
ка бытія Св. Духа. Послѣ сего Іоаннъ Рагусскій привелъ нѣкото¬
рые тексты изъ Аѳанасія Великаго, которые всѣ съ успѣхомъ (по
признанію самихъ латинянъ) были опровергнуты св. Маркомъ
Ефесскимъ на 21-мъ засѣданіи Собора, 10 марта. Послѣ сего рѣчь
вернулась къ уже приведеннымъ цитатамъ изъ св. Василія Вели¬
каго и св. Аѳанасія Великаго, подлинность которыхъ св. Маркъ
оспаривалъ, ибо св. Маркъ хорошо зналъ, что помянутые свв. От¬
цы учили, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси
(см. его трудъ, приведенный въ концѣ этой главы). На 22-мъ засѣданіи Собора обсуждались все тѣ же тексты
изъ Василія Великаго. На 23-мъ засѣданіи св. Маркъ привелъ
слова Св. Писанія: Іоан. 15, 26; I Кор. 2, 12; слова Сѵмвола Вѣры,
вынесеннаго на Второмъ Вселенскомъ Соборѣ, слова Кирилла
Александрійскаго и блаженнаго Ѳеодорита, свидѣтельствующія,
что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца. Закончилъ онъ
свою рѣчь призывомъ къ латинянамъ — во имя общаго блага изъ¬
ять изъ своего Сѵмвола прибавленіе ‘Filioque”. Іоаннъ Рагусскій,
въ отвѣтной рѣчи, призывалъ вернуться къ обсужденію словъ,
взятыхъ изъ Василія Великаго, которыя уже обсуждались, безъ
всякаго сдвига, въ теченіе нѣсколькихъ засѣданій. Но св. Маркъ,
видя безплодность дальнѣйшаго обсужденія этого текста, отказал¬
ся продолжать дискуссію по этому вопросу. О всѣхъ этихъ собы¬
тіяхъ такъ кратко повѣствуетъ самъ Святитель: “Прибывъ туда
(т. е. во Флоренцію), мы приступили къ преніямъ о догматѣ, въ
которыхъ латиняне представляли изреченія, нѣкоторыя изъ ка¬
кихъ-то апокрифическихъ и неизвѣстныхъ книгъ, а нѣкоторыя
— изъ подложныхъ и испорченныхъ, въ которыя насильно было
внесено ихъ собственное ученіе. Итакъ, я опять вступивъ съ ними
въ борьбу и совершенно показавъ нелѣпость ихъ ученія и дока¬