Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
186 На 18-мъ засѣданіи, 2-го марта, выступали со стороны ла¬
тинянъ — Іоаннъ Рагусскій, а со стороны грековъ — св. Маркъ
Ефесскій. Іоаннъ Рагусскій пытался доказать, что Св. Духъ имѣ¬
етъ Свое бытіе отъ Сына, а посему слѣдуетъ говорить, что
Онъ исходитъ отъ Сына. И для подтвержденія своего мнѣнія
онъ сослался на св. Епифанія (“Анкоратъ” гл. 73). Но св. Маркъ
не принялъ этого доказательства и далъ иное толкованіе словамъ
св. Епифанія, говоря, что выраженіе его, что Св. Духъ «έκ τον
Yim (“отъ Сына”) относится не къ понятію бытія Св. Духа, а
къ понятію познанія о Св. Духѣ. Что же касается словъ: “Св.
Духъ извѣстенъ только черезъ Отца и Сына — «παρ’ ol· 'εκπορεύεται
και παρ' ον λαμβάνει» (“ОТЪ Котораго ИСХОДИТЪ И ОТЪ Котораго
подается), то они должны пониматься именно въ томъ смыслѣ, что
первое (т. е. исхожденіе) — относится къ Отцу, а второе (пода¬
ча Св. Духа) — къ Сыну. При этомъ св. Маркъ сослался на сло¬
ва св. Василія Великаго, говорящаго, что Св. Духъ исходитъ толь¬
ко отъ существа Отца. Но Іоаннъ Рагусскій привелъ мѣсто изъ
Василія Великаго, которое онъ растолковалъ въ томъ смыслѣ, что
Св. Духъ исходитъ отъ Сына. Дискуссія объ этомъ продолжалась и на слѣдующемъ засѣ¬
даніи, 5-го марта. На этомъ засѣданіи св. Маркъ и Іоаннъ Рагус¬
скій обсуждали два текста изъ св. Василія Великаго; именно —
въ одномъ изъ НИХЪ (Sermo V contra Eainomiiun сар. 13), который
привелъ св. Маркъ, Василій Великій говоритъ, что — “Духъ Свя¬
тый — «έ| αύτот (“ОТЪ Отца”), «καί ουχ ετέρωΰεν» (“И Не — ина¬
че”). Іоаннъ (Рагусскій растолковалъ это мѣсто въ томъ смыслѣ,
что св. Василій Великій хотѣлъ этимъ сказать, что Духъ Святый
имѣетъ бытіе отъ существа Отца, а не отъ какого-нибудь иного·
тварнаго существа, но онъ не имѣлъ въ виду сказать, что Онъ имѣ¬
етъ бытіе исключительно изъ Ѵпостаси Отца. Со своей стороны,
Іоаннъ Рагусскій привелъ иное мѣсто изъ Василія Великаго, го¬
ворящаго: “Итакъ, является ли необходимымъ, чтобы Духъ Свя¬
тый, если Онъ — третіе въ достоинствѣ и по-числу, былъ бы так¬
же тождествененъ и естествомъ? — По достоинству Онъ идетъ за
Сыномъ, Онъ имѣетъ «είναι атоѵ» (“бытіе отъ Него). Но св.
Маркъ Ефесскій растолковалъ это мѣсто въ смыслѣ, что Василій
Великій сказалъ, что Св. Духъ — того же естества, что — и Сынъ,
т. е. Онъ — “сосуществененъ” Сыну. Обсужденіе этого мѣста ме¬
жду св. Маркомъ Ефесскимъ и Іоанномъ Рагусскимъ заняло еще
нѣсколько засѣданій. На одномъ изъ нихъ св. Маркъ выразилъ
мысль, что представленный латинянами текстъ твореній св. Васи¬