Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
184 православныхъ было очень, тяжелымъ: измученные, страдающіе
отъ лишеній, подвергающіеся различнымъ притѣсненіямъ, не имѣ¬
ющіе средствъ для возвращенія на родину, которая была дале¬
ко, а главное — сознающіе, въ какомъ ужасномъ положеніи на¬
ходится Византія, стоящая на краю гибели, и чувствующіе на
себѣ отвѣтственность за Православіе, за свой народъ, за свое го¬
сударство — они, отнюдь, не были въ равномъ положеніи съ
латинянами, которые были у себя на родинѣ, въ полномъ изо¬
биліи и въ политической безопасности и силѣ, и имѣли возмож¬
ность предложить и, дѣйствительно, предлагали “купить" Пра¬
вославную Церковь за щедрую помощь и Государству Византій¬
скому и самимъ греческимъ делегатамъ на Соборѣ, вплоть, на¬
конецъ, до обѣщанія направить Крестовый походъ противъ ту¬
рокъ, который пойдетъ черезъ Константинополь. Подъ вліяніемъ всего этого, видимъ, что среди греческихъ
представителей уже нѣтъ того единства, которое было прежде
въ Феррарѣ, которое дѣлало ихъ сильными. Если до сего мы
видѣли, что св. Маркъ Ефесскій все время пользовался цѣн¬
ной поддержкой ученаго Виссаріона, митрополита Никейскаго, а
затѣмъ и Исидора, митрополита Кіевскаго и, мы видимъ, что
самъ Императоръ всецѣло на сторонѣ борцовъ за Провославіе,
такъ что греческая делегація представляетъ изъ себя одно мо¬
гущественное, въ своемъ богословіи и богатствѣ традицій, цѣлое,
— то, теперь, картина рѣзко мѣняется: единственнымъ борцомъ
за Православіе остается св. Маркъ Ефесскій. Противъ него вы¬
ступаютъ имѣющіе скоро стать кардиналами Латинской Церк¬
ви и предателями Православія тѣ же Виссаріонъ Никейскій и
Исидоръ Кіевскій. Первый выступаетъ силой своей богословской
и общей образованности, второй — энергіей и готовностью ид¬
ти на что угодно, лишь бы добиться Уніи съ Римомъ. Прежніе
друзья и споборники, такимъ образомъ, становятся врагами не
только его лично, но и самой драгоцѣнной Православной Вѣры,
которая была ему дороже жизни. Императоръ, увидѣвшій, что
Унія, въ которой онъ видѣлъ спасеніе для Имперіи, возможна
только путемъ безконечныхъ уступокъ Ватикану, и рѣшившій¬
ся на этотъ путь, подвергаетъ св. Марка Ефесскаго, не призна¬
вавшаго уступокъ, никакихъ компромиссовъ въ отношеніи Пра¬
вославной Вѣры, домашнему аресту и угрозамъ; св. Маркъ под¬
вергается суду и постояннымъ оскорбленіямъ; ему не позволя¬
ется выступать съ рѣчью въ защиту Православія; въ своей борь¬
бѣ онъ одинокъ; сочувствующіе ему — а такіе были —- не смѣ¬