Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
183 шеніи латинянъ къ грекамъ, такъ и въ духовномъ состояніи са¬
михъ грековъ, переломъ, который, несмотря на видимость успѣ¬
ха, привелъ всѣ переговоры къ трагическому безплодію и сдѣ¬
лалъ Флорентійскій Соборъ великимъ кладбищемъ тѣхъ надеждъ,
которыя возлагалъ на него весь христіанскій міръ. Феррара — это было мѣсто оказыванія почестей другъ дру¬
гу: латинянами — грекамъ и, обратно, греками — латинянамъ;
мѣсто общихъ трапезъ и богословскихъ преній, всегда испол¬
ненныхъ взаимнаго благожелательства, подчеркнуто уважитель¬
ныхъ обращеній и искреннихъ надеждъ на достиженіе соглаше¬
нія. Флоренція — стала мѣстомъ, гдѣ, по выраженію св. Мар¬
ка, латиняне сбросили свои маски въ отношеніи и даже въ об¬
ращеніи съ православными представителями. Крутой, безпощад¬
ный нажимъ со стороны латинянъ для достиженія Уніи, въ ихъ
пониманіи этого слова — въ смыслѣ полнаго духовнаго порабо¬
щенія Православной Церкви — становится политикой Ватика¬
на по отношенію къ грекамъ на Соборѣ во Флоренціи. Мы да¬
лѣе увидимъ, что греческіе представители будутъ предлагать
латинянамъ извѣстныя компромиссныя опредѣленія догматическа¬
го характера, содержащія извѣстную недоговоренность и возмож¬
ность широкаго толкованія, на основаніи которыхъ они готовы
будутъ заключить Унію съ ^Римомъ, но латиняне не желали и
не пожелаютъ даже тѣхъ компромиссныхъ подходовъ. Латиня¬
не требовали и будутъ требовать отъ грековъ полнаго приня¬
тія латинскаго ученія и полнаго административнаго подчиненія
Ватикану (да и не только административнаго!), допуская лишь
нѣкоторую самостоятельность въ области богослуженій и обря¬
довъ, да и то — ограниченную. На Соборѣ во Флоренціи ла¬
тиняне добивались не соглашенія, а полной^ сдачи Православной
Церкви; не столько возстановленія прежняго единства Церкви,
сколько “безусловной капитуляціи” Восточной Церкви. Папа Ев¬
геній ІУ былъ человѣкомъ исключительно сильнаго характера,
умѣвшій подчинять себѣ и ломать оппозицію. Другіе дѣятели
Ватикана, имена которыхъ мы встрѣчаемъ на Флорентійскомъ
Соборѣ, также должны быть отнесены къ элитѣ церковной ди¬
пломатіи и богословія тогдашняго времени на Западѣ: напр., кар¬
диналы Іуліанъ Цезарини и Николай Альбергати, испанскій бо¬
гословъ — Іоаннъ Торквемада и знаменитый богословъ фра
Іоаннъ Рагусскій и др. Говорить, что православные и латиня¬
не вели переговоры на равныхъ началахъ, значитъ отступить
отъ истины. Какъ мы уже представили это ранѣе, положеніе