Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
181 мѣръ, человѣкъ по формѣ является нѣчто “иное”, нежели ло¬
шадь, но никакъ не “противоположное”, ибо въ общемъ поня¬
тіи естества онъ ей ничѣмъ не противоположенъ. Итакъ, чрезъ
“иную вѣру” они не имѣли въ виду обозначить “противопо¬
ложную”: никто не обозначаетъ опредѣленнаго человѣка общимъ
терминомъ “живое существо”. А что они обозначаютъ словомъ
“иная”, явствуетъ изъ словъ “писать” и “составлять”, какъ это
было сказано выше. Затѣмъ, просто было бы смѣшно, что со¬
ставляющій противоположную и еретическую вѣру (т. е.
Сѵмволъ Вѣры) — если онъ епископъ или клирикъ, толь¬
ко низлагался бы, а если — мірянинъ, предавался бы
анаѳемѣ, поскольку предаются анаѳемѣ въ равной степени
всѣ еретики, будь то епископъ или мірянинъ. Но не ере¬
тиковъ они имѣли въ виду этимъ устрашить или отвратить,
ибо и послѣ сего было много еретиковъ, но Сѵмволъ никто не
дерзнулъ измѣнить, кромѣ васъ однихъ. Итакъ, запрещеніе от¬
носится къ тексту, а не (только) къ смыслу, какъ вы считаете.
И, слѣдовательно (поскольку вы нарушили это запрещеніе), ва¬
ши епископы и клирики уже — не епископы и не клирики, бу¬
дучи низложены такими великими и древними Соборами, а мі¬
ряне — подлежатъ анаѳемѣ и отлученію. Этими же почти сло¬
вами опредѣляютъ и послѣдующіе Соборы, Пятый и Шестой, и
послѣ нихъ — Седьмой, который и восклицаетъ великимъ гла¬
сомъ: “Мы держимся законовъ Церкви; мы соблюдаемъ опредѣ¬
ленія Отцевъ; мы прибавляющихъ или убавляющихъ нѣчто отъ
Церкви анаѳематствуемъ”. И засимъ: “Если кто все преданіе
церковное писанное и не писанное презритъ, да будетъ анаѳе¬
ма” ,0). Развѣ вы не нарушаете писанное преданіе Отцевъ тѣмъ,
что вносите новшество? Какъ вы не краснѣете, произнося въ осталь¬
номъ весь Сѵмволъ такъ, какъ его составили тѣ Отцы, а одно
единственное слово вставляя отсебятины? Ибо прибавлять или
изымать слова, это — дѣло еретиковъ, которые желаютъ благо¬
даря сему укрѣпить свою ересь. Развѣ вы поступили бы такъ
въ отношеніи Евангелія или Апостола, или кого-нибудь изъ ва¬
шихъ Учителей? Развѣ вы бы не потребовали наказанія дерз¬
нувшему на это, если бы онъ былъ схваченъ? Даже если бы и
не было такихъ постановленій и страшныхъ прещеній и мно¬
жества запрещеній, развѣ не стыдно въ чужія писанія, уже из¬
данныя и господствующія во всей вселенной, вставлять свои соб¬
ственныя слова, и этимъ возбуждать такой соблазнъ въ Церк¬
вахъ? Безчувственные и огрубѣлые вы, “у васъ желѣзная ду¬