Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
19 который уговорилъ султана не дѣлать сего, Императору Іоанну
удалось смягчить недовольство султана10). Передъ тѣмъ какъ отбыть въ Италію, Императоръ устроилъ
большой Соборъ въ Константинополѣ, созвавъ клиръ и мірянъ.
На этомъ Соборѣ присутствовалъ извѣстный своей ученостью,
святостью жизни и краснорѣчіемъ, Митрополитъ Ефесскій Маркъ
Евгешкъ, — св. Маркъ Ефесскій — тотъ избранный сосудъ Свя¬
таго Духа, который явился величайшимъ борцомъ за Правосла¬
віе, и передъ которымъ мы, чада Православной Церкви, имѣемъ
незабвенный долгъ и передъ памятью котораго склоняемся. Теперь, когда мы впервые встрѣтились съ этимъ благосло¬
веннымъ именемъ въ нашемъ изложеніи исторіи Флорентійской
Уніи, намъ умѣстно изложить житіе сего великаго Святителя,
дѣятельности котораго въ борьбѣ за Православіе въ сущности по¬
священа эта книга. Намъ подобаетъ изложить его житіе, какъ
оно протекало до того момента, когда открылись для него попри¬
ще пламенной борьбы за Православіе и путь исповѣдничества. Источники, по которымъ мы можемъ составить житіе св..
Марка, весьма скудны. Прежде всего, это синаксарь св. Марку Ефесскому, напи¬
санный братомъ святителя, номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ;
этотъ синаксарь существуетъ въ болѣе длинной и въ болѣе крат¬
кой формѣ. Въ обѣихъ этихъ формахъ онъ былъ напечатанъ въ
своемъ греческомъ оригиналѣ (безъ сопровожденія перевода). Въ
болѣе длинной формѣ онъ былъ напечатанъ S. Petrides въ Ееѵие
de TOrient chretien” т. 15. Парижъ 1910 г. стр. 97-107, а въ болѣе
краткой формѣ напечатанъ вмѣстѣ со службой святителю Марку
— Mgr. Louis Petit въ “Studi Bizantini” 2-й томъ. Римъ 1927 г. стр.
212-7. Въ служдѣ святителю Марку, написанной Великимъ Рито¬
ромъ Мануиломъ, также имѣется синаксарь, который былъ опу¬
бликованъ профессоромъ А. Παπαδόπονλος-Κεραμενς въ «Φιλολογι¬
κός Σύλλογος Παρνασσός ’ Επετηρίς/Έτος. ς'. ». Аѳины 1902 г. Но ЭТОТЪ
синаксарь почти совершенно не даетъ свѣдѣній о св. Маркѣ, а толь¬
ко является какъ бы похвальнымъ словомъ святителю. Этотъ же
синаксарь полностью находится и въ сочиненіи Великаго Ритора
Мануила, которое несмотря на свое многообѣщающее для истори¬
ка наименованіе “Книга о Маркѣ, святѣйшемъ Митрополитѣ Ефес-
скомъ, и о Флорентійскомъ Соборѣ и о Гемистѣ и Виссаріонѣ съ
опроверженіемъ нечестивыхъ сочиненій ихъ” — въ сущности сво¬
дится къ полемикѣ противъ философскихъ, а частично и бого¬
словскихъ, воззрѣній Гемиста Плифона и Виссаріона Никейскаго,