Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
180 чала собственное постановленіе и оба Сѵмвола, принялъ оба Сѵм-
вала (Никейскій и Царьградскій) какъ бы одинъ, и послѣ про¬
чтенія немедленно подтвердилъ: "Довлѣетъ для полнаго позна¬
нія благочестія и утвержденія — святой сей и блаженный Бо¬
жественной благодати Сѵмволъ” *). Слышишь ли: “святой Сѵм¬
волъ”? Итакъ, оба Сѵмвола — одинъ Сѵмволъ: ибо второй со¬
держитъ въ себѣ первый. И третій Вселенскій Соборъ сказалъ о
двухъ Сѵмволахъ, какъ объ одномъ. Но послушай, что слѣду¬
етъ за симъ: — “Ибо онъ совершенно учитъ объ Отцѣ и Сы¬
нѣ и Святомъ Духѣ”. Слышишь ли: “онъ совершенно учитъ”?
Итакъ, въ немъ ничего нѣтъ несовершеннаго относительно Свя¬
таго Духа, и Сѵмволъ Вѣры не нуждается въ прибавленіи. Но
какимъ образомъ долженствуетъ сохранять этотъ Сѵмволъ, они
говорятъ при концѣ: “Итакъ, чрезъ тѣ постановленія и опредѣ¬
ленія, которыя намъ было угодно вынести, Святой и Вселенскій
сей Соборъ постановилъ, что никому не допускается вносить
иную вѣру, т. е. писать, или составлять, или учить, или вно¬
сить. Дерзнувшихъ же писать, или составлять иную вѣру, та¬
ковыхъ — если они епископы или клирики, — отчуждать епи¬
скоповъ отъ епископства и клириковъ отъ клира, — а если —
міряне, — анаѳематствовать ихъ”. А то, что здѣсь “вѣрой” на¬
зывается Сѵмволъ Вѣры, ясно, полагаю, для имущихъ разумъ;
ибо Соборъ говоритъ, отнюдь, не о постановленіи, поскольку и
послѣ сего были различныя постановленія. Эту же “вѣру” дѣ¬
лаютъ “иной” не только многія слова, но и одно только при¬
бавленіе или отъятіе или измѣненіе. Ибо “писать, “составлять” и
“вносить” явно указываютъ на составленія словъ, а это — за¬
прещается. Латинянинъ: Нѣтъ, говорится “иная” вѣра въ смыслѣ “про¬
тивоположная” — содержащая чуждые Церкви догматы, ибо вѣ¬
ра, имѣющая (въ себѣ) объясненіе и разъясненіе, отнюдь не
есть “иная” вѣра, хотя бы различалась (отъ основного Сѵмво¬
ла Вѣры) однимъ или многими словами. Трекъ: Удивляюсь, что ты не изслѣдуешь смысла приве¬
денныхъ словъ, но еще болѣе тянешь въ свою сторону тѣ (при¬
веденныя) изреченія. Вѣдь, полагать, что “иное” означаетъ то
же, что и “противоположное”, — свойственно мужу не мудро¬
му и не знающему въ природѣ вещей усвоивать каждой вещи
присущее ей наименованіе. Ибо, несомнѣнно, “иное” — ши¬
ре, чѣмъ — “противоположное”, и не все “иное” въ отношеніи
чего-то уже тѣмъ самымъ и “противоположное” ему: напри¬