Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
179 во “Богородица”, о которомъ и велась вся борьба, но и они, какъ и
до того, какъ и мы доселѣ, говорили: “Отъ Духа Святаго и Ма¬
ріи Дѣвы”. Приведенныя слова великаго Кирилла представля¬
ютъ для меня точное и весьма очевидное свидѣтельство его мнѣ¬
нія, которое онъ имѣлъ касательно божественнаго Сѵмвола и по¬
хожденія Святаго Духа, ибо, съ одной стороны, онъ выражаетъ
желаніе, чтобы Сѵмволъ былъ ненарушимымъ и въ отношеніи
слова и слога, и, съ другой стороны, богословствуетъ, что Духъ
Святый исходитъ отъ Отца, а Сыну — свойственъ, какъ едино¬
сущный съ Нимъ. Можетъ ли быть что-нибудь болѣе яснымъ и
болѣе очевиднымъ, чѣмъ это? Удивительно же, что онъ и то и
другое представилъ въ одно, какъ бы предвидя пророческимъ
духомъ, что вы, итальянцы, будете нарушителями и того и дру¬
гого. Такъ Святые знали и будущее предвидѣть и послѣдую¬
щее зло предупреждать! Воспріявъ эти слова, и всѣ Восточные
епископы на томъ сошлись и облобызали миръ. Такъ, по край¬
ней мѣрѣ, они говорятъ черезъ Ѳеодорита, пишущаго сіе: “Про¬
чтя въ собраніи граматы Египтянъ и тщательно изучивъ ихъ
смыслъ, мы нашли, что онѣ согласуются со словами посланія,
посланнаго оттуда. Ибо онѣ украшены евангельскимъ благород¬
ствомъ (tfi ευαγγελική εύγενεία καλλννεται): въ НИХЪ ГОСПОДЬ нашъ
Іисусъ Христосъ возвѣщается совершеннымъ Богомъ и совер¬
шеннымъ Человѣкомъ, а о Духѣ Святомъ говорится, что не отъ
Сына или черезъ Сына Онъ имѣетъ бытіе, но что Онъ отъ От¬
ца исходитъ, свойственъ же Сыну, какъ именуемый единосущ¬
ный съ Нимъ”8). Видишь ли, какъ они разумѣли слова: “не
чуждъ Сыну, согласно понятію естества”? Но и когда Несторій
говорилъ въ своемъ Сѵмволѣ: “Духъ Святый не есть Сынъ, и
не чрезъ Сына имѣетъ бытіе”, великій тотъ Соборъ принялъ
сказанное, и ничего не возразилъ и не порицалъ, изъ чего яв¬
ствуетъ, что ему было угодно принять сіе, какъ свой догматъ.
Ибо если бы было иначе, развѣ они молчали бы? Итакъ, знай,
что Третій Вселенскій Соборъ является первымъ Соборомъ, вы¬
несшимъ постановленіе о запрещеніи внесенія измѣненій въ Сѵм¬
волъ, и первымъ осудившимъ вашъ догматъ, чрезъ то изрече¬
ніе Несторія, которое принялъ и призналъ какъ свое. Не ищи
иного собора, который это одобрилъ: ибо сіе совершенно запре¬
щено тѣмъ великимъ Соборомъ, а допускающій это, впрочемъ,
никакъ не является Соборомъ, но — лжесоборомъ. Но, хорошо, пойдемъ дальше! Да и послѣ того Собора, былъ
собранъ Четвертый (Вселенскій) Соборъ, который, прочтя сна¬