Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
178 подлежать тѣмъ проклятіямъ, которыя изрекли Отцы (на тѣхъ,
которые дерзнутъ вносить измѣненія въ Сѵмволъ Вѣры). Латинянинъ: Но когда же это было запрещено и по какой
причинѣ? Трекъ: Я тебѣ все точно разскажу. Послѣ того, какъ Сѵм¬
волъ Вѣры былъ изложенъ Первымъ Вселенскимъ Соборомъ, мно¬
гія и различныя изложенія вѣры (т. е. Сѵмволы Вѣры) были
составлены различными Соборами съ цѣлью выдѣлить Единосу¬
щіе. Но они не были санкціонированы. Второй Соборъ, который
также былъ Вселенскимъ Соборомъ, и мысль Перваго Собора
сохранилъ и сдѣлалъ свое собственное изложеніе, именно — то,
которое мы употребляемъ безъ прибавленія, а вы — съ приба¬
вленіемъ; однако, ни тотъ, ни другой изъ этихъ двухъ Соборовъ
не внесъ рѣшенія о какомъ-либо запрещеніи измѣненія Сѵмво¬
ла. Поэтому-то на Третьемъ Вселенскомъ Соборѣ былъ прине¬
сенъ Сѵмволъ Вѣры, составленный единомышленниками Несто¬
рія и заключавшій въ себѣ еретическое ученіе, при посредствѣ
котораго (Сѵмвола) они и крестить дерзали нѣкоторыхъ въ
Лидіи. Прослушавъ его и судивъ, что болѣе недопустимо, что¬
бы всякій желающій измѣнялъ Сѵмволъ, Отцы немедленно вы¬
несли постановленіе, чтобы съ тѣхъ поръ никто не дерзалъ из¬
мѣнять вѣру, изложенную Отцами, то есть Сѵмволъ Вѣры. По¬
этому и блаженный Кириллъ Александрійскій, зная постановле¬
нія Собора (такъ какъ онъ самъ былъ предсѣдателемъ того ве¬
ликаго Собора), въ посланіи къ Іоанну Антіохійскому такъ гово¬
ритъ: “Никоимъ образомъ мы не допускаемъ нарушать вѣру, из¬
ложенную Отцами нашими, то есть Сѵмволъ Вѣры; ни намъ са¬
мимъ, ни инымъ мы не допускаемъ измѣнять ни единаго сло¬
ва его содержанія, ни единаго даже слога нарушить, памятуя
говорящаго: “Не прелагай предѣлъ вѣчныхъ, яже положиша От¬
цы твои”®), ибо это не они говорили, но черезъ нихъ говорилъ
Духъ Бога и Отца, Который отъ Него исходитъ, но не чуждъ
же — Сыну, согласно понятію естества”7). Слышишь ли, что
не только мысль, но и слово и даже слогъ онъ запрещаетъ из¬
мѣнять и нарушать? —“Не допускаемъ, ни намъ самимъ ни
инымъ”, говоритъ онъ какъ бы отъ лица всего Собора. И хотя
это былъ Вселенскій Соборъ, однако, они вынесли постановле¬
ніе о запрещеніи и изрекли тѣ страшныя прещенія (наруши¬
телямъ Сѵмвола). Итакъ, если они не допускаютъ себѣ са¬
мимъ, то какъ допустятъ тебѣ? Это же обнаруживается и са¬
мымъ дѣломъ: ибо они не дерзнули прибавить въ Сѵмволѣ сло¬