Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
175 противъ перенесенія Собора изъ Феррары; но когда папа указалъ
на свои финансовыя затрудненія по содержанію Собора и на то,
что флорентійцы предложили ему большія средства, если онъ пе¬
реведетъ Соборъ во Флоренцію, а также сослался на то, что въ
Феррарѣ свирѣпствуетъ эпидемія, унесшая уже многихъ изъ чи¬
сла представителей и Восточной и Западной Церквей, мнѣнія сре¬
ди грековъ раздѣлились. Императоръ Іоаннъ, Виссаріонъ Никей¬
скій и Анатолій Ираклійскій были за то, чтобы продолжать пере¬
говоры и переѣхать во Флоренцію; въ то время какъ Маркъ Ефес-
скій, Сиропулъ и Гемистъ Плиѳонъ считали за наилучшее прер¬
вать переговоры и вернуться въ Константинополь. Патріархъ Іо¬
сифъ былъ въ нерѣшительности и не проявлялъ своей воли. По¬
бѣдило мнѣніе первой группы, уже въ самую силу того, что къ
ней принадлежалъ императоръ. Наконецъ, въ началѣ января 1439 г. состоялось послѣднее
засѣданіе Собора въ Феррарѣ, на которомъ была прочитана пап¬
ская булла о перенесеніи Собора во Флоренцію, а также была вы¬
дана грекамъ большая сумма денегъ, которая была отослана въ
Константинополь, для укрѣпленія его противъ турокъ. О всемъ этомъ періодѣ и о своей боли за судьбу Православія
такъ говоритъ намъ св. Маркъ Ефесскій: сказавъ сначала о томъ,
какъ онъ былъ полонъ надежды, что будетъ возможно сойтись съ
латинянами и достигнуть соединенія Церквей, далѣе онъ говоритъ,
что, прибывъ въ Италію, — “мы немедленно на опытѣ узнали от¬
ношеніе къ намъ латинянъ, иное, нежели надѣялись, и немедлен¬
но намъ пришлось отчаяться въ благополучномъ результатѣ; такъ
что нѣкто изъ насъ, видя это, сказалъ другому, близъ находяще¬
муся: “едва ли будутъ готовы измѣнить что-либо изъ ихъ обря¬
довъ и ученія эти мужи, которые до такой степени возвѣщаютъ
намъ объ ихъ превосходствѣ (надъ нашими обрядами и учені¬
емъ) ”. “Между тѣмъ, согласно распоряженію, мы ожидали и тер¬
пѣли долгія отлагательства, дабы собрался и былъ назначенъ Со¬
боръ. Но, вотъ, пришелъ конецъ отлагательству, и послѣ того какъ
прошло много дней, не безъ затрудненій мы сошлись въ одно мѣ¬
сто — греки и латиняне — имѣя прежде всего дискуссію о при¬
бавленіи въ Сѵмволѣ. И затѣмъ, будучи выдвинутъ быть во главѣ
дебатовъ, я сначала старался приписать имъ причину раздѣленія и
обвинить въ недружественности и презрительности къ намъ, въ то
время какъ они защищались и бросали вину на насъ, оправдывая
самихъ себя, какъ это — въ ихъ обычаѣ. Затѣмъ, на послѣдую¬
щихъ собраніяхъ, имѣя подъ рукой дѣянія Вселенскихъ Соборовъ,