Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
174 тилъ рѣчью: совершенно не касаясь вопроса допустимости и за¬
конности сдѣланнаго латинянами прибавленія (ибо это былъ сла¬
бый пунктъ латинянъ), онъ приводилъ данныя для доказательства
догматической вѣрности прибавленія “Filioque”. Еще былъ цѣлый рядъ засѣданій (всего 15), на которыхъ вы¬
ступали тѣ или иные ораторы; на двухъ засѣданіяхъ происходилъ
диспутъ между св. Маркомъ Ефесскимъ и кардиналомъ Цезари-
ни (который Дѣянія не сохранили), который сводился къ тому,
что въ то время, какъ св. Маркъ приводилъ доводы въ подтвер¬
жденіе того, что вносить прибавленіе въ Сѵмволъ совершенно за¬
прещается, кардиналъ Цезарини говорилъ, что разумное поясне¬
ніе внести въ Сѵмволъ Вѣры отнюдь не запрещается Отцами Тре¬
тьяго Вселенскаго Собора. О безплодности всѣхъ этихъ диспу¬
товъ и рѣчей такъ пишетъ самъ св. Маркъ Ефесскій: “Говорить
это, казалось, пѣть глухимъ ушамъ, или кипятить камень, или
сѣять на камнѣ, или писать на водѣ, или другое подобное, что го¬
ворится въ пословицахъ въ отношеніи невозможнаго”3). Какъ ни очевидна была Истина, но латиняне не хотѣли ее ви¬
дѣть! Сиропулъ разсказываетъ, что группа католическихъ мона¬
ховъ отшельниковъ пришла послушать пренія между православ¬
ными и римо-католиками по вопросу законности сдѣланнаго при¬
бавленія “Filioque”. Выслушавъ рѣчи и той и другой стороны, эти
святой жизни люди во всеуслышаніе заявили: “Нѣтъ сомнѣнія,
греки обладаютъ истинной вѣрой и сохранили здравые догматы”.
За это ихъ выслали, запретили отъ лица папы говорить съ наро¬
домъ, и назвавъ ихъ “неучами въ богословіи, которые не понима¬
ютъ ничего дальше своей монашеской жизни”, заключили ихъ въ
монастырь, наложивъ на нихъ молчаніе4). Между тѣмъ, латиняне офиціально попросили грековъ, чтобы,
оставивъ въ сторонѣ вопросъ допустимости внесенія “Filioque” въ
Сѵмволъ, комиссія приступила къ разсмотрѣнію догмата, заклю¬
чающагося въ этомъ прибавленіи. Къ тому времени, многіе греки пришли къ выводу, что даль¬
нѣйшіе переговоры съ латинянами не приведутъ ни къ чему, и что
самое лучшее возвращаться въ Константинополь. Греки собрались
на большое внутреннее засѣданіе, на которомъ Императоръ вы¬
разилъ свою и папы волю, чтобы переговоры продолжались, и что¬
бы на этотъ разъ обсуждался догматъ объ исхожденіи Св. Духа
и была выяснена догматическая вѣрность “Filioque”. Одновремен¬
но онъ оповѣстилъ своихъ грековъ, что папа желаетъ перевести
Соборъ во Флоренцію. Сначала греки рѣшительно высказались