Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
172 скаго Собора. Что же. касается того, что Второй Вселенскій Со¬
боръ дополнилъ Сѵмволъ Вѣры Перваго Вселенскаго Собора (на
что ссылались латиняне въ оправданіе внесеннаго ими приба¬
вленія), то, во-первыхъ, это произошло до вынесенія запрещенія
вносить какое-либо измѣненіе въ Сѵмволъ, ибо сіе запрещеніе бы¬
ло вынесено только на Третьемъ Вселенскомъ Соборѣ, по причи¬
нѣ того, что послѣ Второго Вселенскаго Собора стали появлять¬
ся Сѵмволы Вѣры искаженные, добавленные и убавленные ере¬
тиками; а, во-вторыхъ, Второй Вселенскій Соборъ, дополнившій
Никейскій Сѵмволъ Вѣры, былъ вселенскимъ соборомъ и имѣлъ
особые полномочія. Св. Маркъ сослался затѣмъ на Четвертый Все¬
ленскій Соборъ и на Посланіе св. папы Агаѳона. Латиняне, въ от¬
вѣтъ на это, представили рукопись, содержащую дѣянія Седьмо¬
го Вселенскаго Собора, въ которой Сѵмволъ Вѣры имѣлъ “Filio¬
que”, говоря, что это прибавленіе было внесено въ Сѵмволъ Вѣры
Отцами Седьмого Вселенскаго Собора. Но на этотъ подложный
документъ (подложность котораго не оспариваютъ римо-католиче-
скіе ученые), Гемистъ Плиѳонъ возразилъ, что если бы это, дѣй¬
ствительно, было такъ, латинскіе богословы, и особенно Ѳома Акви¬
натъ, давно бы сослались на сіе, а не тратили “океана словъ” въ
оправданіе “Filioque”. Объ этомъ инцидентѣ вспоминаетъ св.
Маркъ Ефесскій въ своемъ “Исповѣданіи Вѣры”, говоря: “Что ка¬
сается изреченій Западныхъ Отцевъ... я замѣчаю, что они испор¬
чены и имѣютъ много вставокъ, какъ повсюду во многихъ иныхъ
книгахъ, такъ и въ той, которая была представлена латинянами
вчера и третьяго дня — въ книгѣ Дѣяній Седьмого Вселенскаго
Собора, въ которой Сѵмволъ Вѣры, находящійся въ Соборномъ
Опредѣленіи, имѣлъ въ себѣ прибавленіе (“Filioque”), который
когда читался, какой стыдъ объялъ тѣхъ (т. е. латинянъ), знаютъ
присутствовавшіе тогда”2). Шестое и седьмое засѣданія были заняты слушаніемъ рѣчи
Андрея Родосскаго, который старался опровергнуть утвержденія
св. Марка Вфесскаго и придать иной смыслъ тѣмъ цитатамъ, ко¬
торыя привелъ св. Маркъ. Кардиналъ Цезарини, поддерживая Ан¬
дрея Родосскаго, утверждалъ, что если прибавленіе было внесено
только въ смыслѣ поясненія догмата, оно — вполнѣ законно. Въ
дискуссіяхъ неоднократно принималъ участіе и императоръ Іоаннъ
Лалеологъ, поддерживая своихъ іерарховъ. Между тѣмъ, Андрей
Родосскій старался оправдать “Filioque” тѣмъ, что оно выражаетъ
вѣрную догматическую мысль, и тѣмъ самымъ уклонялся отъ пря-
маго обвиненія латинянъ со стороны грековъ въ незаконности сама¬