Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
171 Цезарини спросилъ грековъ: “Что вы желаете, чтобы мы сдѣла¬
ли?”. И какъ говорится въ сохранившихся Дѣяніяхъ Собора:
“И немедленно Маркъ Ефесскій отвѣтилъ такъ: Такъ какъ ты
спросилъ, достопочтенный отче, чтобы мы открыли тебѣ, о чемъ
мы просимъ васъ, то мы скажемъ, насколько намъ позволяетъ
теперь время; скажемъ, что не подобало дѣлать прибавленія въ
Сѵмволѣ, и то прибавленіе, которое вы сдѣлали, не благочести¬
во (т. е. не православно), и что никоимъ образомъ не должно
было вносить въ Сѵмволъ никакого прибавленія, ни одного сло¬
ва, ни одного слога” 1). Такова была позиція всѣхіь грековъ въ
этомъ вопросѣ. На второй сессіи, 13-го октября, все засѣданіе было посвя¬
щено рѣчи Андрея Родосскаго. На третьей сессіи, 14-го октября, св. Маркъ Ефесскій ска¬
залъ краткое слово, въ которомъ онъ говорилъ, что Господь оста¬
вилъ Своей Церкви даръ любви и мира, и пока этотъ даръ былъ
сохраненъ, Церковь представляла одно. Но Латинская Церковь
отступила отъ Православной Церкви, возвѣстивъ чуждые догма¬
ты, и этимъ были нарушены любовь и миръ. Латинская Цер¬
ковь, противно Писанію и древнимъ Вселенскимъ Соборамъ, сдѣ¬
лала прибавленіе въ Сѵмволѣ Вѣры и никогда не имѣла любви
къ сестрѣ своей — Восточной Церкви; слѣдуетъ изъять это при¬
бавленіе, которое является причиной раскола. Архіепископъ Ро¬
досскій возражалъ на это говоря, что Римская Церковь всегда
дружественно относилась къ Православной Церкви и приглаша¬
ла ее къ соединенію съ ней, а что касается “Filioque”, то оно
оправдывается съ догматической точки зрѣнія. На это святой
Маркъ, не входя въ догматическую сторону вопроса, заявилъ,
что въ принципѣ было не позволительно вносить въ Сѵмволъ
какое-либо прибавленіе. Дискуссія между св. Маркомъ Ефесскимъ и Андреемъ Ро¬
досскимъ заняла засѣданіе и на слѣдующій день Виссаріонъ Ни¬
кейскій и Исидоръ Кіевскій приняли живое участіе, поддержи¬
вая св. Марка (о, если бы такъ было всегда!) и желали пред¬
ставить свидѣтельства изъ дѣяній Соборовъ для доказательства,
что внесеніе прибавленія въ Сѵмволъ было незаконнымъ. На 5-мъ засѣданіи, 16-го октября, св. Маркъ Ефесскій при¬
велъ данныя въ подкрѣпленіе своего утвержденія, что прибавле¬
ніе “Filioque” было непозволительно латинянамъ вносить въ Сѵм¬
волъ Вѣры. Онъ привелъ то опредѣленіе о запрещеніи измѣнять
Сѵмволъ Вѣры, которое было вынесено Отцами Третьяго Вселен¬