Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
167 чѣмъ другой. Такимъ образомъ, хотя бы души и не были очище¬
ны огнемъ, онѣ не будутъ менѣе достойными созерцанія Бога,
поскольку онѣ умерли въ благомъ расположеніи души, что глав¬
нымъ образомъ и требуется для блаженства. Ибо если чистили¬
ще не дѣлаетъ волю изъ дурной — благою, — а именно правиль¬
ное расположеніе воли требуется для блаженства, — то, значитъ,
чистилище ничего не даетъ въ этомъ смыслѣ. А то, что не имѣ¬
етъ никакой цѣли, — существуетъ напрасно; но Богъ ничего
не создалъ напрасно. Значитъ — чистилища не существуетъ. 6. Затѣмъ, справедливость вѣчнаго мученія является на осно¬
ваніи неизмѣнности злой воли у согрѣшившихъ; ибо вѣчно со¬
грѣшающей волѣ долженствуетъ также соотвѣтствовать и вѣч¬
ное наказаніе. Какъ и наоборотъ, согласно слѣдующему: если
тотъ, кто вѣчно пребываетъ неизмѣннымъ въ злѣ, карается вѣч¬
нымъ мученіемъ, то кто не подвергнется вѣчному мученію, тотъ,
слѣдуетъ допустить, не будетъ имѣть свою волю неизмѣнной.
Ибо если тотъ, кто будетъ ее имѣть неизмѣнной въ отноше¬
ніи . зла — будетъ находиться въ вѣчномъ наказаніи; то, тотъ,
кто будетъ имѣть ее неизмѣнной въ отношеніи добра, какую
имѣетъ нужду въ наказаніи, когда, напротивъ, ему долженству¬
ютъ вѣнцы? Между тѣмъ, какъ вы утверждаете, тѣ, которые
очищаются тѣмъ (очистительнымъ) огнемъ, имѣютъ волю неиз¬
мѣнной. Итакъ, значитъ, не къ чему имъ очищаться тѣмъ огнемъ. 7. Затѣмъ, за неизмѣнностью въ добромъ устроеніи слѣду¬
етъ безгрѣшность въ человѣкѣ. Ибо, если любовь къ добру и
горячее вожделѣніе его являются причиной не желать зла, и ко¬
гда человѣкъ сильно возлюбитъ одно, то отъ противоположнаго
сему отвращается, между тѣмъ, какъ зло противоположно доб¬
ру, и грѣховность — добродѣтели, то, слѣдовательно, любовь къ
добродѣтели изгоняетъ грѣховность. Ибо говорится: “Рѣхъ: ис-
повѣмъ на мя беззаконіе мое Господеви, и Ты оставилъ еси нече¬
стіе сердца моего” 244). И еще: “Рцы первый беззаконія твоя,
яко да оправдишися”. Но вы (латиняне) говорите, что у нахо¬
дящихся въ чистилищѣ воля не можетъ измѣняться, будучи со¬
вершенно благой, и такимъ образомъ, выходитъ, что мучатся-то
безгрѣшные и совершенно незаслуженно несутъ наказаніе. 8. Затѣмъ, воля можетъ измѣняться въ отношеніи зла до
тѣхъ поръ, пока душа соединена съ тѣломъ; но послѣ того какъ
произойдетъ разрѣшеніе ея отъ тѣла, она будет найдена в томъ,
чего желала, и въ этомъ останется пребывающей неизмѣнно и,