Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
166 противоставятея, какъ недостатокъ въ отношеніи (полноты) фор¬
мы. Но въ тѣхъ вещахъ, гдѣ не наблюдается никакого недостатка,
необходимо слѣдуетъ, что у нихъ форма совершенна: ибо несовер¬
шенство проистекаетъ только по причинѣ недостатка. Итакъ, очи¬
щенная душа будетъ имѣть совершенное благо, которое понимает¬
ся какъ “блаженство”. Но если многія совершенныя вещи находят¬
ся въ той же формѣ, то онѣ не отличаются другъ отъ друга въ поня¬
тіи добра, но только числомъ различаются другъ отъ друга. И по¬
скольку соотвѣтствующій результатъ, который есть блаженство,
дается не иначе, какъ только по причинѣ очищенія, то слѣду¬
етъ, что всѣ души блаженныхъ находятся въ тожественномъ со¬
зерцаніи Бога, въ чемъ и заключается блаженство. Но это —
неправда! Ибо Господь говоритъ въ Евангеліяхъ, что много оби¬
телей у Отца въ дому243), — и не мало Святыхъ, которымъ не
достоитъ не вѣровать, понимали это какъ обозначеніе различія въ
блаженной жизни. Значитъ, такъ обстоитъ дѣло. 4. Затѣмъ, отвращеніе отъ грѣха есть обращеніе къ Богу и
любовь къ добродѣтели, благодаря которой мы восходимъ къ Бо¬
гу. Но если къ праведно настроенной волѣ присовокупляется и
дѣланіе добродѣтелей, то тогда нѣтъ ни въ чемъ недостатка.
Если же душа имѣетъ непреткновенность воли, но дѣланіе добро¬
дѣтелей было бы пресѣчено ножомъ смерти, то отличіе этой ду¬
ши отъ той души, которая имѣетъ и то и другое, не иное бу¬
детъ, какъ только то, что она будетъ позади нея въ отношеніи
дѣлъ, т. е. въ отношеніи добродѣтели. Если, такимъ образомъ, и
она также безъ мученія станетъ участницей блаженства, то яс¬
но, что она удостоится не того же самаго, чего удостоятся совер¬
шенныя души, и такимъ образомъ, необходимо признать суще¬
ствованіе различныхъ обителей; если же, по причинѣ недостат¬
ка, она терпитъ наказаніе и проходитъ чрезъ чистилище, и,
слѣдовательно, когда-нибудь она уравняется съ совершенной ду-
шею, восполняя страданіемъ то, что недоставало, то, такимъ обра¬
зомъ, всѣ въ равной мѣрѣ будутъ созерцать Бога; что, какъ не¬
лѣпость, отвергается. 5. Затѣмъ, для достиженія блаженства требуется правед¬
ность воли, которой свойственно выражаться въ общемъ благомъ
расположеніи души, а также должны слѣдовать ей добрыя дѣла,
достойныя награды. Но какъ движеніе воли, такъ и дѣла, необ¬
ходимо ограничены настоящей жизнью, таково же и ваше мнѣ¬
ніе, и вы говорите, что у находящихся въ чистилищѣ воля не¬
подвижна. Но, если нѣтъ никакого движенія воли ни въ какомъ
направленіи, то также одинъ не можетъ быть болѣе достойнымъ,