Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 165 — нія Бога; ибо если большее соотвѣтствуетъ большему, то, и, на¬
оборотъ, меньшее — меньшему. Однако, и тотъ, кто совершилъ
нѣкіе малые грѣхи, увидитъ и онъ Бога, безъ того, чтобы испы¬
тать очистительный огонь, ибо вмѣсто того онъ имѣетъ довлѣю¬
щее человѣколюбіе Божіе, по словамъ великаго Діонисія, вѣща¬
ющаго о божественныхъ вещахъ: "Преподобно пожившимъ по
заслугамъ дается отъ праведныхъ судебъ Божіихъ воздаяніе за
свѣтлѣйшую и божественную жизнь, въ то время какъ скверны,
совершенныя ими по человѣческой немощи, прощаетъ благосты-
ня Божественнаго человѣколюбія; ибо никто, какъ говоритъ Пи¬
саніе, не есть чистъ отъ скверны”241). 2. Затѣмъ, если нѣкоторыя вещи въ отношеніи чего-то ино¬
го являются тожественными, то — и въ отношеніи другъ друга
онѣ тожественны (т. е. если: “А = С” и “В = С”, то и “А — В”);
если дѣло обстоитъ такъ, то и согласно дѣйствованію (энергіи)
они не различаются другъ отъ друга, по причинѣ ихъ тожествен¬
ности, а посему результатъ дѣйствія ихъ будетъ не различный, а
тожественный. И согласно результату дѣйствія очищенія, кото¬
рое заключается въ отвращеніи отъ грѣха и обращеніи къ добро¬
дѣтели и дѣланіи, опредѣляется созерцаніе Бога. Но чистый
отъ чистаго ничѣмъ не отличается. Если всѣ, которые вознена¬
видѣвъ грѣхъ, совершили множество добрыхъ дѣлъ, или же не
совершили, по причинѣ того, что этого не допустила смерть, од¬
нако, какъ умершіе съ благой волею, очищаются чистилищемъ, то
всѣ они, какъ очищенные, такъ и чистые, между собой ничѣмъ не
отличаются; какъ не отличаются и отъ тѣхъ, которые отошли отъ
жизни съ благой волею и съ добрыми дѣлами: ибо по направле¬
нію воли они тожественны, а результатъ недостатка дѣлъ вос¬
полняется прохожденіемъ черезъ очистительный огонь; такъ что
остается, что ни въ отношеніи дѣйствія (энергіи), ни въ отно¬
шеніи соотвѣтствующаго результата, блаженные ничѣмъ другъ
отъ друга не отличаются; но какъ дѣйствіе ихъ, очищенныхъ
имъ, — тожественно, то также, въ равной степени, послѣдуетъ
тожественный результатъ. Итакъ, всѣ въ равной степени уви¬
дятъ славу Божію. Но Церковь учитъ противоположное сему,
говоря, что много обителей въ уготованномъ созерцаніи Бога 242);
изъ порядка и степени которыхъ обнаруживается различіе. 3. Затѣмъ, въ очищенныхъ душахъ больше не замѣчается
то зло, по причинѣ котораго былъ очистительный огонь; ибо не¬
обходимо, чтобы очищеніе имѣло нужду въ результатѣ, который
выражается въ освобожденіи отъ зла. Но зло и добро взаимно