Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
17 страненія Государей отъ Собора. Для достиженія своихъ цѣлей
онъ попиралъ ногами все, что ни есть священнаго въ религіи, и,
когда всѣ его происки были уже истощены, — онъ прибѣгнулъ
къ другой уловкѣ, — проявивъ ревность къ присоединенію гре¬
ковъ”*). Дальнѣйшая дѣятельность папы Евгенія ІУ сводится
къ подчиненію себѣ Православной Церкви. Итакъ, если въ Визан¬
тіи смотрѣли на Унію, какъ на чисто-политическій актъ для вы¬
годы государства въ заключеніи военнаго союза съ Западными Го¬
сударями, то въ Ватиканѣ, со своей стороны, смотрѣли на Унію,
какъ на политическій актъ — сначала для укрѣпленія прести¬
жа Ватикана, поколебленнаго Базельскимъ Соборомъ, а затѣмъ
для подчиненія Папѣ Православной Церкви, бѣдствующей по
политическимъ причинамъ. Справедливо отмѣтилъ это положеніе
одинъ историкъ, говоря: “Въ Феррарѣ главнымъ мотивомъ почти
всѣхъ грековъ былъ — политическій, въ то время какъ Папа
главнымъ образомъ думалъ о томъ, какъ поднять престижъ Свя¬
того Престола и отнять нѣсколько “точекъ” отъ своихъ враговъ
въ Базелѣ. Не будетъ несправедливымъ сказать, что только очень
немногіе были заняты мыслью прежде всего о благосостояніи
Христіанства”6). Задумавъ Унію, греки были въ недоумѣніи, къ кому обра¬
щаться? Кто представляетъ Западную Церковь — Базельскій Со¬
боръ или папа Евгеній ІУ? И Базельскій Соборъ и папа Евгеній
готовы были объединить христіанскій міръ. Справедливо съ го¬
речью замѣчаетъ одинъ современный латинскій историкъ, говоря:
“Насмѣялся Востокъ безумію латинянъ, которые, будучи во вза¬
имномъ расхожденіи, искали объединенія другихъ”7). Византій¬
ская дипломатія разрѣшила вопросъ тѣмъ, что обратились и къ
тѣмъ и къ другимъ. Въ числѣ греческихъ представителей, имѣв¬
шихъ бесѣды съ представителями Базельскаго Собора, былъ игу¬
менъ одного Константинопольскаго монастыря — Исидоръ. Этотъ
Исидоръ, который вскорѣ сталъ Митрополитомъ Кіевскимъ и Пер¬
воіерархомъ Русской Церкви, а затѣмъ ревностнымъ уніатомъ, и,
наконецъ, будучи изгнанъ изъ Руси, — латинскимъ кардиналомъ,
и тогда уже обнаруживалъ нездоровый энтузіазмъ къ дѣлу Уніи.
Свое восторженное отношеніе къ Уніи онъ выразилъ такъ: “Унія
создастъ великій памятникъ, которому позавидуетъ Родосскій Ко¬
лоссъ, чей верхъ достигнетъ неба и чей блескъ будетъ виденъ на
Востокѣ и на Западѣ”8). Но представители Базельскаго Собора
сдѣлали большую тактическую ошибку, которая вызвала него¬
дованіе въ Константинополѣ и рѣшила вопросъ въ томъ смыслѣ,