Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
160 — послѣ разрѣшенія отсюда: ибо въ нынѣшней жизни ей со¬
путствуетъ страхъ, и самъ Павелъ боялся, дабы инымъ пропо¬
вѣдуя, самому не остаться неключимымъ 232); по закрытіи же
зрѣлища и по прошествіи времени бореній, уготованы награ¬
ды, и только еще не находятся въ рукахъ, и “прочее соблюдает¬
ся вѣнецъ правды”23). И что за надеждой слѣдуетъ радость, то
и это самъ великій Апостолъ являетъ: “Надеждой”, говоритъ,
"радуясь”. Остается любовь, которая — совершеннѣйшая изъ
добродѣтелей и большая изъ всѣхъ и верхъ плодовъ Духа; по¬
сему только она является дѣломъ будущаго вѣка и благодаря
ей Святые соединяются и общаются съ Богомъ, въ то время какъ
надежда и вѣра уже миновали. 8. Послѣ сего, въ-восьмыхъ, вы спросили: — является ли
лишеніе созерцанія Бога большимъ мученіемъ для осужденныхъ,
нежели — вѣчный огнь, и теперь ли уже караются осужден¬
ные таковымъ мученіемъ. — И на это мы отвѣтили, что лише¬
ніе созерцанія Бога является большимъ и болѣе тяжкимъ му¬
ченіемъ, чѣмъ всѣ иныя, какъ являющееся причиной и осно¬
вой и прочихъ страданій; будетъ же оно еще во много разъ
болѣе тяжкимъ и большимъ послѣ горькаго онаго и окончатель¬
наго приговора: “Идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный”234 ).
Ибо тогда и они увидятъ Бога въ послѣдній разъ, насколько
допущено тѣмъ видѣть, и уже болѣе (никогда) не увидятъ Вго и
не будутъ имѣть и надежды увидѣть Его, и то самое, что они
прогнѣвали Такого и Таковаго Владыку, будетъ терзать ихъ му¬
чительнѣе всего. 9. Еще, за симъ, въ-девятыхъ, относительно мученій, ко¬
торымъ, мы сказали, подвергаются “средніе”, вы искали узнать:
подвергаются ли они по очереди всѣмъ тѣмъ мученіямъ, имен¬
но: невѣдѣнію, скорби, угрызенію совѣсти и прочему. — И на
это мы отвѣчаемъ такъ, какъ и вы писали, именно, — что по¬
скольку эти мученія различны и равняются соотвѣтственно че¬
ловѣческимъ грѣхамъ, то для нѣкоторыхъ соотвѣтствуютъ всѣ
таковыя мученія, для иныхъ же — нѣкоторыя изъ нихъ; и для
однихъ болѣе тяжкія, а для другихъ — болѣе легкія, 10. Въ-десятыхъ же, на вашъ вопросъ: — что мы разумѣ¬
емъ подъ “неизвѣстностью въ будущемъ”, — мы отвѣтили, что
“неизвѣстность” такого рода должна пониматься въ отношеніи
времени, именно: когда они будутъ освобождены отъ тѣхъ стра¬
даній и сочислены къ лику спасаемыхъ. 11. Относительно же угрызенія совѣсти, что является один¬