Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
159 чтобы неиспытавшіе ихъ возвѣщали и разсужденіемъ изслѣдо¬
вали то, что — выше разсужденія. Впрочемъ, есть цѣлый рядъ
вещей, которыя также невозможно объяснить, ибо (для примѣ¬
ра) какъ объяснить сладость меда незнающему сіе? Думает¬
ся же, однако, что тѣ блага отличаются другъ отъ друга не толь¬
ко наименованіями, но и самими вещами. И это — справедливо:
ибо если грѣшникамъ угрожаетъ не только отлученіе отъ Бога,
но и нѣкая геенна и иныя муки, то и праведникамъ справедливо
слѣдуетъ не только созерцаніе Бога, но и иныя нѣкія блага, та¬
инственно упомянутыя Писаніемъ, о которыхъ и Господь въ Еван¬
геліи отъ Іоанна говоритъ: “Азъ пріидохъ да животъ имутъ, и
лишше имутъ” 229), “жизнью” — называя оную вѣчную жизнь, о
которой говоритъ: “Сіе есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебе
единаго истиннаго Бога, и Его же послалъ еси Іисуса Хри¬
ста”230), словомъ же “лишше” — обозначая прочія блага, ко¬
торыми будутъ наслаждаться Святые. 6. То что было написано какъ шестое у васъ, объ этомъ
мы говорили и нынѣ говоримъ, — что души умершихъ въ смерт¬
ныхъ грѣхахъ находятся въ аду, какъ заключенныя въ узили¬
щѣ и въ темницѣ, но еще не терпятъ мученія въ геенскомъ ог¬
нѣ, но какъ бы предъ очами его имѣютъ; по причинѣ же видѣ¬
нія и ожиданія впасть въ него, несомнѣнно, горько страдаютъ . 7. Затѣмъ, седьмымъ вашимъ вопросомъ было: — какъ мо¬
гутъ души Святыхъ пожинать всякую радость и веселіе, когда
онѣ еще не наслаждаются тѣми неизреченными благами. — На
это мы отвѣчаемъ, что и та часть уже данныхъ имъ благъ явля¬
ется причиной всякаго веселія, когда онѣ непосредственно со¬
зерцаютъ Бога, какъ и Ангелы Его видятъ; и надежда получе¬
нія имѣющихъ имъ быть дарованными благъ, бывающая такимъ
образомъ абсолютно крѣпкой, достаточна для того, чтобы испол¬
нить ихъ прочной радостью. Къ тому же, коль случилось такъ,
мы упомянули о тѣхъ трехъ добродѣтеляхъ, именно: вѣрѣ, на¬
деждѣ и любви, которыя хотя и совершаются всѣ въ настоящей
жизни, однако, такъ какъ онѣ представляютъ три состоянія лю¬
дей: — одно — въ этой жизни, другое — послѣ разрѣшенія
отсюда, и третье — въ будущемъ вѣкѣ, — то мы говоримъ, что
каждая изъ этихъ добродѣтелей въ отдѣльности отвѣчаетъ ка¬
ждому изъ этихъ состояній, взятыхъ въ отдѣльности, и въ ка¬
ждомъ изъ нихъ должна имѣть свое совершенное дѣйствіе. Такъ,
— вѣра является дѣломъ настоящаго вѣка: ибо “вѣрою” здѣсь
“ходимъ”231), и всѣ Святые вѣрою угодили Богу. А надежда