Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
158 римъ, что и нынѣ святые видятъ Бога “видѣніемъ”, говоря это
въ сравненіи съ настоящей жизнью въ томъ смыслѣ, что (послѣ
смерти) они видятъ Бога болѣе совершеннымъ образомъ. А то,
что оное видѣніе Бога, которое будетъ послѣ того Суда, являет¬
ся болѣе совершеннымъ, чѣмъ, то, которое — у святыхъ до вре¬
мени Суда, и только оно справедливо можетъ быть названо ви¬
дѣніемъ — “лицемъ къ лицу”, свидѣтельствуетъ также Блажен¬
ный Августинъ въ 19-й главѣ 14-й книги “О Троицѣ”, говоря
слѣдующее: “Образъ, который обновляется въ духѣ ума въ по¬
знаніи Бога, не со внѣ, но внутри изо дня въ день совершается
самимъ видѣніемъ Бога, которое тогда, послѣ Суда, будетъ “ли¬
цемъ къ лицу”, нынѣ же совершается “якоже зерцаломъ въ гада¬
ніи”. Какъ относящееся къ совершенству того видѣнія, слѣду¬
етъ понимать то изреченіе: “Подобни Ему будемъ, ибо узримъ
Его, якоже есть”. Ибо этотъ даръ тогда будетъ намъ данъ, когда
будетъ возвѣщено: “Пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣ¬
дуйте уготованное вамъ царствіе” 225). 4. Затѣмъ, вы намъ поставили четвертый вопросъ: — что
это такое посылаемое отъ Бога сіяніе {αίγλη), которымъ, мы го¬
воримъ, наслаждаются святые на небѣ. — Объ этомъ уже было
нами сказано, насколько возможно объ этомъ говорить не на опы¬
тѣ испытавшимъ, но почерпнувшимъ отъ святыхъ. Не можетъ
быть сказаннымъ ничего болѣе того, что они говорятъ. Такъ,
опредѣляя сіе сіяніе, которое онъ называетъ “просвѣщеніемъ”,
мудрый строитель “Небесной Лѣствицы”, богоносный Іоаннъ, такъ
говоритъ: “Просвѣщеніе есть неизреченное дѣйствіе, невѣдомымъ
образомъ разумѣваемое и невидимо зримое”228). Слышалъ ли
опредѣленіе? — Ничего большаго не испытуй; ибо о невиди¬
момъ и неизвѣстномъ мы и не желаемъ и не можемъ говорить. 5. Затѣмъ, на пятый вашъ вопросъ: — что мы разумѣемъ
подъ “Царствомъ Божіимъ” и неизреченными тѣми благами, въ
совершенномъ наслажденіи которыми, мы утверждаемъ, Святые
еще не находятся, — мы и тогда отвѣтили и нынѣ говоримъ,
что, опредѣляя въ чемъ заключается Церство Божіе, величайшій
Максимъ такъ говоритъ: “Божіе Царство есть по благодати уча¬
стіе въ тѣхъ благахъ, которыя присущи Богу по естеству” 227).
Что же касается тѣхъ благъ, которыя, какъ говоритъ Апостолъ,
око не можетъ видѣть и ухо слышать и на сердце человѣку не
могутъ придти 228), мы, будучи людьми, не дерзаемъ любопыт¬
но изслѣдовать: ибо считаемъ, что достаточно того, что намъ
возвѣстили познавшіе тамъ по опыту о тѣхъ благахъ, нежели,