Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
157 “Несказанной славой Творца”, говоритъ Златоустъ, “наслаждают¬
ся Серафимы, когда созерцаютъ превосходящую разумѣніе пре-
красность Его. Онъ являетъ Себя такимъ образомъ, дабы былъ
въ силахъ Его видѣть тотъ, кому это дано”. Что же это такое,
что они видятъ? — То, въ чемъ они сами имѣютъ участіе. Они
не имѣютъ участія въ Его Естествѣ (прочь такая мысль!); но
какимъ же образомъ, тогда, они имѣютъ участіе въ Богѣ? —
Послушай божественнѣйшаго Максима, что онъ учитъ объ уча¬
стіи такого рода; ибо въ главѣ 7-й третьей сотницы “Познаній”
(Γνωστικών), онъ такъ говоритъ: “Тотъ, Кто является по есте¬
ству никоимъ образомъ не имѣющимъ участія съ тварью, но же¬
лаетъ инымъ образомъ имѣть участіе съ способными къ этому,
совершенно не отступаетъ отъ тайны по естеству, когда и са¬
мый способъ, согласно которому, пожелавъ, Онъ участвуетъ (съ
тварью), пребываетъ присно непостижимымъ для всѣхъ”. Слы¬
шалъ? — Онъ самъ сказалъ (тебѣ); ничего большаго не испы-
туй; ожидай же на опытѣ узнать или, лучше, испытать, если
будешь достоинъ. “Ибо для того мнѣ служитъ здѣсь слабое сія¬
ніе Истины”, говоритъ Григорій Богословъ, “чтобы я увидѣлъ и
испыталъ свѣтъ достойный Бога, Который сочеталъ и разрѣ¬
шилъ, и затѣмъ еще болѣе возвышенно сочеталъ”. Какъ вели¬
кій Діонисій, такъ и онъ надѣется и молитъ увидѣть и испы¬
тать свѣць Божій послѣ того возвышеннаго и божественнаго
сочетанія (души съ тѣломъ въ воскресеніи мертвыхъ-). Итакъ,
хотя и имѣются различія въ созерцаніи Бога, — и одно изъ нихъ
именуется “вѣрою”, другое “чрезъ зерцало и
въ гаданіи”, иное — “видѣніемъ”, иное же —
“лицемъ къ лицу”, однако, ни одно изъ нихъ не явля¬
ется познаніемъ Естества Божія; ибо хотя и написано, что Мои¬
сей бесѣдовалъ съ Богомъ “лицемъ къ лицу”, и “уста къ устамъ”
говорилъ съ Нимъ, — въ видѣніи, а не въ гаданіяхъ, — однако,
такъ какъ никто “не постоитъ предъ лицемъ Его” и Естествомъ
Его, какъ говоритъ Писаніе, то и онъ не видѣлъ и не возвѣщалъ
Естество Божіе; и, вообще, “Бога никтоже видѣ нигдѣже”, какъ
пояснилъ Сынъ Единородный. Поскольку же въ перечисленныхъ
тѣхъ видѣніяхъ имѣется извѣстная градація, и одно является
совершеннѣе другого, то ничто не препятствуетъ, чтобы то, наи-
совершенное, которое надѣемся имѣть, видѣніе было тогда, послѣ
конечнаго возстановленія, а тѣ прочія (видѣнія), какъ бы ихъ
кто ни называлъ, слившись другъ съ другомъ, перестали су¬
ществовать. Итакъ, нѣтъ ничего удивительнаго, если мы гово¬