Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
156 томъ смыслѣ, что онъ видѣлъ Оное Существо Божества, но — са¬
мое снисхожденіе, да и то въ болѣе слабой степени, нежели
Его видятъ (небесныя силы)”221). Эту же мысль онъ подтвер¬
ждаетъ и далѣе въ первомъ своемъ словѣ: “Серафимы насла¬
ждаются несказанной славой Творца, когда созерцаютъ превос¬
ходящую разумѣніе прекрасность Его; я не называю этимъ сло¬
вомъ Естество Его, ибо оно — непостижимо и не можетъ быть
видимымъ и выразиться въ формѣ (и не лѣпо было бы о немъ и
предполагать такъ), но — насколько допущено, настолько они
въ силахъ просвѣщаться Тѣмъ Сіяніемъ: ибо они непрестанно
служатъ, окружая Царскій престолъ, пребываютъ въ непрестан¬
номъ наслажденіи, въ вѣчномъ радованіи, въ счастіи, не иму¬
щемъ конца” 222). И великій Григорій Нисскій въ толкованіи
Блаженствъ говоритъ: “Божественное Естество, нѣчто само по
себѣ являющееся соотвѣтственно существу, превосходитъ вся¬
кую возможность разумѣнія” 223). И Блаженный Августинъ въ
31-й главѣ молитвъ къ Богу, называемыхъ: “Siloloquia”, говоритъ
такъ: “Ибо недомыслимымъ и невидимымъ и сверхраціональ¬
нымъ, и сверхразумѣваемымъ, и сверхпостижимымъ и сверхне¬
измѣняемымъ и сверхнемогущимъ подлежать общенію (superin-
commutabile) — вѣруется, есть То, Что никто изъ Ангеловъ и
людей не видѣлъ, да и видѣть не можетъ” 224). И немного да¬
лѣе: “Святая Троица и сверхчудесная, и сверхнеописуемая, и
сверхнепостижимая, и сверхнепроницаемая, и сверхнеохватыва-
емая чувствами, и сверхнеразумѣваемая, и сверхсущественная,
вышеестественно превосходящая всякое пониманіе, всякій разумъ,
всякое разумѣніе, всякое постиженіе, всякое естество пренебес¬
ныхъ духовъ, — Которую ни словами описать, ни представить
себѣ мысленно, ни разумѣть, ни познать невозможно даже ан¬
гельскимъ очамъ... Которую ни Херувимы не познаютъ совер¬
шеннымъ образомъ, ни Серафимы, но крылами своего благого¬
вѣнія покрываютъ лица отъ сіянія Сидящаго на престолѣ вы¬
сокомъ и превознесенномъ”. Итакъ, если, согласно приведеннымъ
учителямъ, естество Божіе недоступно — созерцанію даже для
самихъ Ангеловъ, и не можетъ быть видимымъ ни для кого,
кромѣ какъ для Единороднаго Слова и Святаго Духа, то, зна¬
читъ, и для Святыхъ оно, отнюдь, не подлежитъ созерцанію ни
въ этомъ вѣкѣ ни въ будущемъ. — Но что же это такое, что со¬
зерцаютъ святые, если Бога по Его естеству они не видятъ? —
быть можетъ, спросилъ бы кто. — Это — то, что и Ангелы и
старѣйшіе среди Ангеловъ видятъ, — отвѣтили бы Учители.