Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
155 3. Третія изъ трудностей: — какимъ же именемъ мы на¬
зываемъ оное блаженное созерцаніе Бога, которымъ уже отны¬
нѣ наслаждаются святые, и является ли оно чрезъ “видѣніе”, о
которомъ говоритъ Апостолъ218), или же святые видятъ Бога въ
Его естествѣ ( т. е. полностью такимъ, каковъ Онъ есть по есте¬
ству). — На это мы говоримъ, что никакое тварное существо
не можетъ ни видѣть, ни представить, ни знать Божественное
естество; ни даже первѣйшіе (чины) премірныхъ умовъ не мо¬
гутъ этого. Ибо явствуетъ, что въ познаніи по естеству, насколь¬
ко нѣчто познается, настолько и постигается сознающимъ; ме¬
жду тѣмъ, Бога постичь никто не можетъ, ибо естество Его не¬
постижимо. И объ Этомъ пространныя и прекрасныя слова про¬
изнесъ Іоаннъ Златоустъ въ писаніи противъ Аномеевъ, кото¬
рые бахвалились, что знаютъ Бога въ Его естествѣ218). Гово¬
ритъ противъ нихъ и Василій Великій въ первой книгѣ противъ
Евномія: “Что же особое они оставятъ познанію Единороднаго
или Святаго Духа, если они (еретики) обладаютъ пониманіемъ
самого естества Божіяго? Ибо не удѣляя Единородному ни вѣ¬
дѣнія, ни могущества, ни мудрости, ни благости Божественной,
они въ то же самое время самимъ себѣ приписываютъ познаніе
естества Божества; но, совершенно напротивъ, это Естество не¬
постижимо ни для кого, кромѣ какъ только для Единороднаго и
для Святаго Духа; на основаніи же дѣйствій Божіихъ и чрезъ
твореніе познавая Творца, мы воспринимаемъ понятіе объ Его
благости и мудрости. Ибо это является тѣмъ вѣдѣніемъ Бога,
которое Богъ открылъ для всѣхъ людей” 220). А то, что и са¬
мымъ высокимъ изъ невещественныхъ чиновъ естество Божіе не
подлежитъ созерцанію, свидѣтельствуетъ Златоустый Іоаннъ въ
словахъ на пророка Осію, такъ говоря о Серафимахъ: “Поче¬
му, скажи мнѣ, они закрываютъ лица и, какъ бы щитъ, выста¬
вляютъ крылья? — Не по той ли причинѣ, что они не могутъ
вынести сверкающаго блеска отъ престола Божіяго и оныхъ сія¬
ній, хотя и не самый подлинный Свѣтъ они видѣли и не самое
дѣйствительное Существо Божіе, но видимое тогда было — снис¬
хожденіемъ (къ возможности ихъ созерцанія)? Въ чемъ же за¬
ключается это снисхожденіе? — Въ томъ, что Богъ являетъ
Себя не такимъ, каковъ Онъ — въ дѣйствительности, но
Онъ являетъ Себя такимъ образомъ, чтобы возмогъ Его видѣть
тотъ, кому это дано, соразмѣривая съ немощью зрящихъ сте¬
пень видѣнія. Посему, хотя и слышишь Пророка говорящаго:
“‘Видѣхъ Господа, сѣдящаго на престолѣ” — не понимай это въ