Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
154 зерцаніе Бога не является всегда единственнымъ и непрестан¬
нымъ ихъ дѣломъ. Если же кто-нибудь сочтетъ, что по сей.
причинѣ и блаженство ихъ уменьшается — такъ какъ въ своей
дѣятельности они не всегда только чисто созерцаютъ Бога, на
имѣютъ и иное нѣкое дѣло, — то какъ жалокъ такой человѣкъ
въ своей узости, считая, что оное блаженство является до такой,
степени легко-теряемой вещью и вообще ограничено такими узки¬
ми рамками, такъ, чтобы ограничиваться только однимъ дѣйстві¬
емъ, и помимо его не быть въ состояніи обратиться ни къ чему
иному. И какъ могло бы случиться, чтобы теряли блаженства
тѣ, которые называются и вѣруются быть — “вторые свѣты”,.
чрезъ участіе въ Первомъ Свѣтѣ, и слышатъ гласъ словесъ Его,
и творятъ волю Его, и всю также дѣятельность имѣютъ или па
отношенію къ Богу или посылаются отъ Бога? На основаніи
этихъ доводовъ, мы совершенно справедливо сказали, что и Свя¬
тые обладаютъ созерцаніемъ Бога и наслажденіемъ, которое еще
неполно, и то по той причинѣ, что они обращаются къ вещест¬
венному міру и заботятся о насъ, родственныхъ имъ, и долгое
время продолжаютъ быть съ нами, творя чудеса чрезъ мощи
свои и повсюду помогая нуждающимся; ибо невозможно, чтобы
они и функціи исполняли такого рода и сострадали призываю¬
щимъ ихъ и въ то же самое время наслаждались чистымъ онымъ
созерцаніемъ Бога. Однако, на основаніи сего, мы не считаемъ,
что они несчастны, когда и малая капля божественной той Бла¬
годати, благодаря которой они могутъ сіе (творить), достаточ¬
на для абсолютнаго счастія. Посему, быть можетъ, и божест¬
венный Апостолъ, преднаписавъ все относительно воскресенія
(мертвыхъ) и говоря, что оставшіеся будутъ восхищены на об-
лацѣхъ въ срѣтеніе Господне на воздухѣ, затѣмъ присовокупилъ:
“И тако всегда съ Господемъ будемъ”2,6); какъ бы сказавъ этимъ,
что ранѣе не всегда они были съ Господомъ, по причинѣ привя¬
занности къ плоти, которую естественно душа стремится воспрі¬
ять, и по причинѣ обращенія къ этому міру и помоганію еди¬
нороднымъ ихъ. И божественный Діонисій, слѣдуя Апостоль¬
ской мысли, говоритъ: “Когда мы станемъ нетлѣнными и без¬
смертными и достигнемъ Христова и блаженнаго удѣла, что, ко¬
нечно, будетъ нѣкогда въ будущемъ вѣкѣ, тогда, согласно Пи¬
санію: “всегда съ Господемъ будемъ”217). Итакъ, для того бу¬
дущаго вѣка, послѣ того какъ этотъ міръ пройдетъ, сохраняет¬
ся совершенное созерцаніе Бога и наслажденіе всегда быть съ
Нимъ.