Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
153 "Хотя Ангелъ не ограниченъ по образу тѣла однимъ нѣкимъ мѣ¬
стомъ, такъ чтобы воспринять обликъ и образъ, однако, говорит¬
ся, что онъ находится въ одномъ мѣстѣ, ибо духовно онъ присут¬
ствуетъ и дѣйствуетъ соотвѣтственно своему· естеству, и не можетъ
находиться одновременно и здѣсь и тамъ, но духовно разумѣва-
емый, какъ находящійся тамъ (т. е. на небѣ), онъ и здѣсь (т. е.
на землѣ) дѣйствуетъ. Ибо онъ не можетъ въ одно и то же время
дѣйствовать въ разныхъ мѣстахъ, такъ какъ дѣйствовать повсю¬
ду въ то же самое время является свойственнымъ только одному
Богу214). Итакъ,если согласно сему Богослову, Ангелъ не можетъ
дѣйствовать въ то же самое время въ различныхъ мѣстахъ, то,
слѣдовательно, когда онъ присутствуетъ на небѣ, онъ не можетъ
исполнять то, что является вещественнымъ; а когда онъ находит¬
ся среди насъ и исполняетъ то, что — свойственно намъ, онъ не
можетъ въ той же мѣрѣ чисто созерцатъ Бога, насколько возмож¬
но Его видѣть, и восхвалять Его, но, хотя бы на короткое время,
ему необходимо оставить сіе служеніе. Ибо если присутствовать
Богу означаетъ созерцать Его, то быть посланнымъ отъ Бога, слѣ¬
довательно, означаетъ уже не видѣть Его подобно тому, какъ ра¬
нѣе; не потому, что Видимый не присутствовалъ бы вездѣ, но
потому, что тотъ, кто долженъ Его видѣть, обратился въ иную сто¬
рону и къ чему-то иному направилъ свою дѣятельность. И это весь¬
ма очевидно, если только кто-нибудь не весьма пожелаетъ быть
любителемъ спора. Ибо кто бы сталъ говорить, что тотъ Ангелъ, кото¬
рый погублялъ ассирійцевъ, въ то же самое время и Богу при¬
сутствовалъ и зрѣлъ Его и восхвалялъ? Посему и Господь не про¬
сто сказалъ въ Евангеліи: "Ангелы ихъ всегда видятъ (Бога)”,
но — “Ангелы ихъ на небесѣхъ выну видятъ лице Отца
Моего Небеснаго”. Находясь на небесахъ, — Онъ говоритъ, —
они всегда видятъ Являющаго Себя на небесахъ, такъ что
если бы они не были на небесахъ, они и не видѣли бы лице Того,
Который не имѣетъ обыкновенія являть Себя въ матеріальномъ
мірѣ. И величайшій Діонисій въ 15-й главѣ книги “О небесной
іерархіи” приписываетъ Ангеламъ три различныхъ другъ отъ
друга дѣйствія; 1) Необорачиваясь простираться въ предняя, что
обозначаетъ — чисто созерцать Бога, согласно ихъ состоянію и
чину; 2) въ отношеніи самихъ себя — быть неуклонно сосредо¬
точенными для сохраненія своихъ силъ, что обозначаетъ — по¬
знавать самихъ себя и соблюдать благостояніе; 3) и, наконецъ,
чрезъ изливающій себя въ ниже-стоящихъ токъ промыслитель¬
ной своей силы, содѣлать ихъ участниками, то есть промышлять
о меньшихъ и заботиться о нихъ”2І5). Итакъ, согласно сему, со¬