Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 152 — щей жизни, однако, оно не такое совершенное, какъ то, которое
ожидается тогда. 2. Во-вторыхъ вы спросили: — что мы желаемъ сказать, ко¬
гда говоримъ, что Святые находятся у Бога на небѣ и съ Ангелами.
— Итакъ, мы отвѣчаемъ, говоря: что "небо” не является какимъ-
нибудь вещественнымъ мѣстомъ, гдѣ, мы говоримъ, обитаютъ Ан¬
гелы, но оно — сверхчувственное, лучше же сказать, — духовное
мѣсто; если же возможно дать и наименованіе сему мѣсту, то оно
также называется весьма соотвѣтствующимъ образомъ — "мѣ¬
стомъ Бога”. Такъ Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ "О мѣстѣ Божі¬
емъ” въ 13-й главѣ своихъ Богословскихъ разсужденій: "Мѣстомъ
Бога — называется то мѣсто, гдѣ очевиднѣйшимъ образомъ совер¬
шается Его дѣйствіе (энергія)”. И еще: “Мѣстомъ Бога называ¬
ется то мѣсто, которое имѣетъ полное участіе въ дѣйствіи (энер¬
гіи) Его и благодати. Посему, небо — Престолъ Его: ибо тамъ —
творящіе волю Его Ангелы”2'1). И затѣмъ: “Мѣсто это — духов¬
ное, гдѣ мыслится и есть духовное и безтѣлесное Естество, гдѣ
оно присутствуетъ и дѣйствуетъ”. Итакъ, таковое мѣсто, явля¬
ясь сверхнебеснымъ и премірнымъ и духовнымъ и нематеріаль¬
нымъ, какъ мы говоримъ, содержитъ Ангеловъ и Святыхъ; и мы
по обычаю называемъ его небомъ, и болѣе чѣмъ увѣрены, что
тамъ находится Богъ, и проявляетъ Себя и дѣйствуетъ, что яв¬
ствуетъ изъ словъ Спасителя: “Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ”,
и еще: “Лице Отца (Моего) на небесѣхъ”. Ибо какъ близкія къ
Божеству умныя (духовныя) существа только умомъ познаются,
и совершенно чужды чувственному воспріятію, какъ говоритъ
Григорій Богословъ2|2), такимъ же образомъ и свойственное мѣсто
Бога и міръ умныхъ и духовныхъ существъ, который и первымъ
былъ сотворенъ Имъ, согласно тому же Богослову213), совершенно
чуждъ этого земного и нашего міра. Посему и величайшія явле¬
нія Бога происходили при раздѣляющихся и отверзающихся не¬
бесахъ, чѣмъ ясно, конечно, обнаруживается, что Богъ, когда же¬
лалъ и благоволилъ явить Себя людямъ, снисходилъ, какимъ-то
образомъ, изъ тѣхъ сверхнебесныхъ областей. Мы говоримъ, что
изъ того же мѣста посылаются Богомъ Ангелы въ вещественный
міръ на служеніе; они не могутъ присутствовать въ то же самое
время и здѣсь и тамъ, но какъ, присутствуя тамъ, они исполня¬
ютъ свое служеніе, — которое выражается въ присутствіи Богу
и созерцаніи Его и восхваленіи, такъ и здѣсь присутствуя, въ свою
очередь, они исполняютъ свое служеніе, на малость отступая отъ
чистаго онаго созерцанія и присутствія (Богу). Ибо Іоаннъ Да¬
маскинъ въ помянутой главѣ "О мѣстѣ Божіемъ” говоритъ такъ: