Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
16 подтвердить, или какъ-нибудь оставить въ сторонѣ предметы на¬
шего неизмѣннаго богословія, извращенные ими въ противность
православнымъ догматамъ. Это — что Духъ Святый исходитъ и отъ
Сына и что въ Богѣ тождественны сущность и дѣйствіе. И раз¬
суждая, что пока эти пункты не будутъ соборно и догматически,
такъ сказать, обслѣдованы, оба народа не сойдутся въ одномъ
взглядѣ на Православіе, да и помогать другъ другу не будутъ, —
по необходимости положивши себѣ эту, повидимому, добрую цѣль,
христолюбивый сей и благочестивѣйшій Государь отправляетъ'
посольство къ Предстоятелю Римскому. А этотъ, и благосклонно
принявши посольство, и весьма сочувствуя намѣренію, тотчасъ
чрезъ своихъ пословъ предложилъ быть по этимъ дѣламъ собору
во Флоренціи, что и сбылось”3). Сиропулъ, историкъ Флорен¬
тійской Уніи, посвящая чуть ли не треть своей книги изложенію
приготовленій къ Собору въ Италіи, разсказываетъ, что во время
одного предварительнаго собранія у Императора по вопросу Уніи,
секретарь Императора — знаменитый Георгій Схоларій — от¬
крыто заявилъ Императору, что если Унія явится только полити¬
ческимъ актомъ, она не будетъ имѣть никакой прочности и по¬
стоянства 4). Вѣроятно, подобныя опасенія выражали и многіе дру¬
гіе, включая престарѣлаго Константинопольскаго Патріарха Іоси¬
фа, ибо мы видимъ, что Императоръ рѣшительно заявляетъ Патрі¬
арху, что онъ все обдумалъ и всю отвѣтственность по вопросу Уніи
беретъ на себя. Наконецъ, и сама дѣятельность Императора на
Соборѣ въ Италіи подтверждаетъ вышесказанное. Итакъ, если
со стороны Византіи на Унію съ Западной Церковью правящіе
круги смотрѣли какъ на чисто политическій актъ, то не иное
отношеніе къ сему вопросу было и на Западѣ, хотя и въ нѣсколько
иномъ смыслѣ. Именно, въ это время въ Римо-Католической Церк¬
ви происходилъ извѣстный кризисъ: Базельскій Соборъ, объеди¬
нившій прогрессивные умы Запада, принимавшій все большее и
большее значеніе, не признавалъ Папу, выбраннаго въ Римѣ —
Папу Евгенія ІУ. Между тѣмъ, Папа Евгеній ІУ, являвшійся
не только человѣкомъ исключительной силы воли, но и большимъ
политикомъ, умѣло велъ дѣло и старался раздавить упорство не¬
покорнаго ему Собора, не считаясь для этого ни съ какими сред¬
ствами. Обращеніе къ нему грековъ по вопросу созыва Собора
для заключенія Уніи, не могло не имѣть значенія и не сулить
многаго для укрѣпленія его престижа. Объ этомъ такъ пишетъ
знаменитый Боссюэ (Bossuet): “Читая со вниманіемъ исторію Ба¬
зельскаго Собора, нельзя не поражаться удивленіемъ при видѣ
гнусныхъ способовъ и кривыхъ путей, принятыхъ Папой для от¬