Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
150 день Суда, — нежели, чтобы, будучи увѣренными въ томъ, что
эти совершенно очистятся, мы пребывали въ безпечности. И на-
звавашаго брата “рака” (т. е. “безумцемъ”) Господь въ Еванге¬
ліи отсылаетъ не въ чистилище, но въ геенну 207), и учитъ, что
даже за праздное слово мы будемъ должны дать отвѣтъ во время
Суда 200), а не — очищаться огнемъ. Итакъ, то — что оскорбляя
Бога и нарушая Его заповѣди, мы дѣлаемъ себя повинными буду¬
щему Суду и вѣчному мученію, является болѣе приводящимъ въ
страхъ и болѣе побуждающимъ къ покаянію, нежели — чистили¬
ще. Посему долженствуетъ, какъ мы считаемъ, оный немедленно
слѣдующій за смертью очистительный огонь, о которомъ говорятъ
ваши Учители, принять въ болѣе аллегорическомъ смыслѣ, а не
считать его какимъ-то матеріальнымъ (даже если по домостро¬
ительству, возможно, это также было ими сказано); дабы для на¬
казуемой души было сохранено свойственное и соотвѣтствующее
ей наказаніе: духовное и невещественное — для невещественной
и безтѣлесной. Ибо такимъ образомъ согласуясь и другъ съ дру¬
гомъ и съ истиной, мы единогласную славу возслемъ Самой Исти¬
нѣ — Христу Богу нашему, Которому подобаетъ всякая слава,
честь и поклоненіе со безначальнымъ Его Отцемъ и Пресвятымъ
Его Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. 6. Отвѣтъ св. Марка Ефесскаго
на послѣдующіе вопросы латинянъ. Послѣ прекраснаго слова св. Марка Ефесскаго, его простран¬
наго второго трактата о чистилищѣ, въ которомъ онъ опровергаетъ
латинскіе аргументы и показываетъ совершенную непріемлемость
и необоснованность латинскаго догмата о чистилищѣ, латинскіе
богословы попросили св. Марка отвѣтить имъ на рядъ вопросовъ,
связанныхъ съ православнымъ ученіемъ о состояніи душъ послѣ
смерти. Текстъ обращенія латинянъ къ православнымъ съ пере¬
чнемъ интересующихъ ихъ вопросовъ — не сохранился, но всѣ
эти вопросы сохранились въ текстѣ отвѣтовъ на нихъ, въ трудѣ,
который принадлежитъ св. Марку Ефесскому. Этотъ трудъ св.
Марка совершенно не имѣетъ полемическаго характера, но явля¬
ется произведеніемъ чисто-догматическаго .характера, исполнен¬
нымъ глубины богословія, богатствомъ эрудиціи и кристальной
логикой. Сами римо-католическіе богословы были высокаго мнѣ¬
нія объ этомъ трудѣ св. Марка, а критикъ XVII вѣка E. Renaudot
охарактеризовалъ всѣ приведенные трактаты св. Марка, связанные
съ обсужденіемъ догмата о чистилищѣ на Соборѣ въ Феррарѣ,