Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
149 явленія, учащаго объ очистительномъ огнѣ. — На это вы возра¬
зили, что, напротивъ, много можетъ быть найдено явленій тако¬
го рода (свидѣтельствующихъ о существованіи чистилища), какъ
у Григорія Великаго, такъ и у иныхъ. Итакъ, отвѣчая на это, мы подтверждаемъ сказанное нами въ
началѣ, именно — что на основаніи тѣхъ явленій (па которыя
вы ссылаетесь), отнюдь, нельзя утверждать о существованіи осо¬
баго, временнаго и имѣющаго очистительную силу огня. Но наши
Отцы, насадившіе въ пустыняхъ начала небеснаго жительства,
въ Египтѣ ли или въ Палестинѣ, какъ общеизвѣстно, не явили
ничего такового, но видѣли нѣкія начертанія и какъ бы образы
будущихъ тѣхъ мученій и находящихся въ нихъ не въ маломъ
чемъ споткнувшихся, но терпящихъ наказаніе нечестивѣйшихъ
людей. Что же касается Григорія Великаго, который кажется
вводящимъ чистилище, то и онъ не передалъ намъ ничего опре¬
дѣленнаго въ своихъ сочиненіяхъ, но то здѣсь то тамъ предста¬
вляетъ нѣкоторыхъ лицъ, которыя мучатся и очищаются, имен¬
но тѣхъ, которые, какъ онъ самъ говоритъ, впали въ самые не¬
значительные проступки. X. Когда же, въ-десятыхъ и въ-послѣднихъ, мы сослались на
то, — что это ученіе (о чистилищѣ) сродно и подобно ученію
Оригена, и говоримъ, что оно должно быть отвергнуто еще и на
томъ основаніи, что оно производитъ безпечность и разслабленіе
въ душахъ, поскольку они ожидаютъ иное очищеніе (долженству¬
ющее быть послѣ смерти въ чистилищѣ), — вы возразили, опять
говоря то же самое, что и раньше, именно, — что это преданіе ни¬
коимъ образомъ не дѣлаетъ людей безпечными, но, наоборотъ, дѣ¬
лаетъ ихъ бдительными, какъ весьма боящихся тяжкихъ и не¬
стерпимыхъ мукъ въ чистилищѣ. Но мы настаиваемъ на сказанномъ нами, говоря, что никакое
временное мученіе, хотя бы оно и признавалось мучительнѣйшимъ
изъ всѣхъ испытанныхъ на землѣ мученій, не устрашитъ тѣхъ,
которые имѣютъ склонность къ пороку, но или мало-по-мало они
придутъ къ мнѣнію Оригена, что всякое мученіе — временно, или,
хотя и дѣлая разницу между временнымъ и вѣчнымъ мученіемъ,
отнесутся съ небреженіемъ къ тому временному мученію, по при¬
чинѣ пріятности грѣховнаго услажденія и — тяжести и неудобо-
легкости добродѣтели; такъ что лучше и болѣе устрашающе дѣй¬
ствуетъ ввѣрять себя неувѣренности въ будущей судьбѣ и невѣ¬
дѣнію, каковъ будетъ судъ о со дѣланныхъ нами дѣлахъ: были ли
эти дѣла совершенно прощены, по причинѣ соотвѣтствующаго
покаянія, или же они пребываютъ, чтобы стать явленными въ оный