Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
148 наніемъ о пропасти, и то пропасти не допускающей смѣшенія и
середины. VIII. Когда же, въ-восьмыхъ, мы говоримъ, что — кажется
невѣроятнымъ, чтобы душа, разрѣшенная отъ тѣла и совершенно
безтѣлесная и нематеріальная, — могла бы мучиться отъ вещест¬
веннаго огня, — вы признаете, что это — правда, что собствен¬
ной силой огонь, отнюдь, не въ силахъ имѣть дѣйствіе въ отно¬
шеніи къ безтѣлесному существу, но утверждаете, что по Божест¬
венной силѣ онъ пріобрѣтаетъ такое свойство, и въ этомъ нѣтъ
ничего удивительнаго; для подтвержденія сего, какъ возможный,
но не обязательный, доводъ, вы привели тотъ фактъ, что душа,
чрезъ грѣхъ покорившая себя вещественному элементу, также и
въ наказаніи должна подлежать ему. Все же, этотъ вашъ аргументъ не является доказующимъ,
что дѣло обстоитъ именно такимъ образомъ, но только указыва¬
етъ на то, что если бы дѣло обстояло такимъ образомъ, это было
бы справедливо, но, съ другой стороны, быть можетъ, это и, дѣй¬
ствительно, — невѣроятно. Ибо если бы кто-нибудь, перенося это
въ отношеніе противоположнаго понятія, сказалъ, что душа, чрезъ
тѣло покорившая себя вещественному элементу, затѣмъ вмѣстѣ
съ тѣломъ должна будетъ подлежать вещественному мученію, то
такое положеніе было бы болѣе вѣроятнымъ и справедливымъ, а
также болѣе послѣдовательнымъ. Затѣмъ, ради подтвержденія ва¬
шего ученія, сославшись на ту притчу, въ которой говорится,
что душа богатаго прежде воскресенія мучится въ огненномъ пла¬
мени, вы сами побиваете свой аргументъ, сначала говоря, что
въ этой притчѣ дѣло идетъ о конечной судьбѣ, а не о томъ, что
происходитъ уже теперь; а затѣмъ говоря, что въ притчѣ гово¬
рится о томъ наказаніи, которое терпитъ душа богатаго въ насто¬
ящее время. Что касается демоновъ, то мы не говоримъ, что они
должны будутъ принять нѣкія воздушныя или огненныя тѣла
для того, чтобы стать болѣе способными для ощущенія страда¬
нія, но мы говоримъ, что они уже имѣютъ такія тѣла, какъ слѣд¬
ствіе ихъ паденія и пристрастія къ этому матеріальному міру,
какъ и Адамъ, повѣствуется, послѣ преступленія облекся въ "ко¬
жаныя ризы”20®), т. е. въ болѣе грубую, смертную и неподатли¬
вую плоть; и это мнѣніе мы не отъ себя сказали, но услышавъ ве¬
ликаго Отца нашего Василія, говорящаго эти слова въ коммен¬
таріяхъ на Исаію. IX. Въ-девятыхъ же, мы сказали, что—не было ни одного ви¬
дѣнія у преподобныхъ нашихъ Отцевъ, ни иного какого чудеснаго