Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
147 щеніи, совершаемомъ чрезъ покаяніе и добрыя дѣла въ настоя¬
щей жизни, то вашъ доводъ могъ бы имѣть нѣкоторое основаніе
для предположенія, что о такого рода очищеніи онъ говоритъ въ
приведенномъ мѣстѣ. Но если онъ выразительно говоритъ объ ис¬
правленіи и наказаніи въ этой жизни, которыми очищаются грѣш¬
ники (ибо онъ такъ говоритъ: "Лучше быть наказуему и очища-
ему нынѣ, нежели тамъ быть отосланнымъ въ муку, когда вре¬
мя — наказанію, а не — очищенію”)205, то какъ возможно — не
разумѣть того, что говоря о будущей жизни, онъ имѣетъ въ виду
очищеніе, именно, такого рода, — совершаемаго чрезъ наказа¬
ніе и мученіе, и наличіе котораго онъ отрицаетъ послѣ смерти. VII. На седьмое же, — когда мы сказали, на основаніи оной
евангельской притчи, что въ то время, какъ Лазарь былъ отне¬
сенъ въ лоно Авраама, а богатый былъ въ аду въ мукахъ, не обна¬
руживается существованіе какого-то третьяго мѣста, въ которомъ
бы заключались долженствующія очиститься души тѣхъ, кото¬
рые жили среднимъ моральнымъ уровнемъ; и мы слышимъ изъ
притчи, что существуетъ бездна великая и непресѣкаемая, раз¬
дѣляющая ихъ другъ отъ друга, и представляющая крайнюю и
не имѣющую никакой промежуточности — противоположность, —
вы возразили, что въ приведенной притчѣ дѣло идетъ не о тѣхъ
душахъ, которыя въ настоящее время разрѣшаются отъ тѣла, но
— объ окончательной судьбѣ людей, гдѣ очищеніе не имѣетъ
мѣста, и посему-то тамъ не встрѣчается упоминанія о третьемъ
мѣстѣ — переходного очищенія. Итакъ, сіе не очень согласуется съ вашими доводами: ибо
если притча эта учитъ объ окончательной судьбѣ, когда очище¬
ніе не имѣетъ мѣста, то въ настоящее время, слѣдовательно, ни
праведные, ни грѣшные еще не восприняли окончательной судь¬
бы, и какъ тогда — возможно, чтобы — "средніе”, немедленно
послѣ отшествія отсюда были и судимы и наказуемы и очища¬
емы, дабы благоуспѣть при окончательномъ рѣшети судьбы? Какъ
же дѣйствуетъ оное очищеніе, когда еще бездѣйствуетъ то общее
мученіе и когда самые дурныя люди еще не подвержены наказа¬
нію? Однако, хотя эта притча учитъ объ окончательной судьбѣ
каждаго изъ отошедшихъ туда, какъ это обще признано, все же
она возвѣщаетъ, что немедленно съ отшествіемъ изъ настоящей
жизни, они должны воспринять какъ бы начала и признаки ожи¬
дающихъ ихъ мѣстъ; ибо этотъ смыслъ заключается въ словахъ:
“одинъ былъ отнесенъ Ангелами, а другой — обрѣтался въ аду”.
Итакъ, если бы было и нѣкое третіе мѣсто, о немъ не было бы
умолчано; а то, что такого мѣста нѣтъ, довлѣюще явлено упоми¬