Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
146 Но это — то же самое, что полагать, что сказавшій, что
нѣтъ никакого очищенія, ьа самомъ дѣлѣ сказалъ, что есть ка¬
кое-то очищеніе, и такимъ образомъ самъ себя опровергнулъ. Но
такимъ-то образомъ все легко “разрѣшить”; такъ, если бы кто
сказалъ, что животное не есть камень, мы затѣмъ будемъ гово¬
рить и полагать, что онъ, именно, сказалъ: что животное есть ка¬
мень. Но не полагалъ такъ (какъ вы это утверждаете) и былъ
далекъ отъ этого святый; но изложивъ два дѣла 204), связанныхъ
съ празднованіемъ Пасхи: первое — что намъ не должно ниче¬
го выносить наружу, второе — что мы не должны ничего оста¬
влять на утро, — онъ присовокупилъ два размышленія. Въ от¬
ношеніи того, что — “ничего не вынесемъ” — онъ говоритъ, что
многое изъ нашихъ Таинствъ не достоитъ выносить для находя¬
щихся внѣ Церкви; а въ отношеніи того, что — “оставимъ на
утро”, онъ говоритъ, что всякое очищеніе, будь то чрезъ добро¬
дѣтель и дѣланіе добрыхъ дѣлъ, будь то чрезъ покаяніе и свя¬
занную съ нимъ епитимію, или же чрезъ участіе въ церковныхъ
службахъ и таинствахъ, должно здѣсь (въ этой жизни) совер¬
шаться и требуетъ тщанія, и не должно ожидать никакого очи¬
щенія послѣ этой жизни, если мы не проявимъ тщанія чрезъ по¬
мянутыя выше средства очистить себя въ настоящее время. Итакъ,
“никакого нѣтъ очищенія”, (ибо это-то обозначаютъ его слова —
“нѣтъ какого-либо очищенія”), вы говорите, что обозначаетъ —
“есть нѣкое очищеніе”, именно, — очищеніе огнемъ, — что явля¬
ется, несомнѣнно, противорѣчіемъ въ отношеніи самого себя, и
не можетъ взаимно согласоваться, и то и другое быть истиной,
если только это противорѣчіе не заключитъ миръ само съ собой;
а это — совершенно невозможно. VI. Тѣ же доводы вы приводите и на приведенныя (нами)
слова изъ слова “На побіеніе града” этого же Богослова, ибо оно
было сродно предшествующему изреченію — въ которомъ онъ
отчетливо возвѣщаетъ, что тѣ, которые не были бы здѣсь очи-
щенны, будутъ отосланными въ мученіе, когда будетъ время не
очищенію, а — наказанію; — ибо вы, ограничивая ихъ смыслъ,
говорите, что онъ утверждаетъ, что тогда не будетъ времени для
того рода очищенія, — именно очищенія, совершаемаго чрезъ по¬
каяніе, а не — просто для очищенія (въ общемъ смыслѣ этого сло¬
ва). Такимъ-то способомъ все легко “разрѣшить”, если то, что
просто сказано, мы будемъ принимать въ ограниченномъ смыслѣ;
тогда мы могли бы сказать, что человѣкъ не есть живое существо,
ибо слово “человѣкъ”, написанное буквами — не есть живое су¬
щество. Однако, если бы Святый передъ этимъ говорилъ объ очи¬