Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
144 вымъ (очистительнымъ) огнемъ (поскольку у очищаемыхъ въ чи¬
стилищѣ, какъ вы утверждаете, воля неизмѣнно утверждена въ
добрѣ), — вы отвѣчаете, говоря, что для стяжанія блаженства
требуется не только неизмѣнность правой воли, ибо ее одной не
достаточно, но многое и иное должно сопутствовать, какъ для
структуры добраго дѣла, такъ и для стяжанія конечнаго предѣ¬
ла, что нам.ъ нѣтъ необходимости наблюдать въ отношеніи зла,
ибо зло рождается въ равной мѣрѣ и изъ каждаго мельчайшаго
грѣха. Говоря, что неизмѣнность дурной воли является причиной
вѣчнаго мученія, мы выразили не наше собственное мнѣніе, и
ни кто-нибудь изъ нашихъ Учителей сказалъ это, но Ѳома (Акви¬
натъ), вашъ Учитель, опровергая Оригеновы сужденія, приво¬
дитъ неизмѣнность воли у грѣшниковъ, какъ возможную причи¬
ну того, почему наказаніе ихъ будетъ неизмѣннымъ2,1). Итакъ,
при помощи вашихъ Учителей, опровергнувъ ваши доводы, мы
говорили, что (утверждаемая вами) неизмѣнная воля въ отноше¬
ніи у "среднихъ”, является фактомъ лишеннымъ вѣроятности:
ибо если въ той же настроенности воли они отошли отъ жизни,
и эта же неизмѣнность воли затѣмъ сохраняется, то она должна
подлежать такого же рода воздаянію. А то, что вы на это возразили,
что для структуры добраго дѣла и для достиженія конечнаго бла¬
женства не достаточно только доброй воли, то это же самое мы
бы могли сказать и о противоположномъ, именно: что дурная воля
сама по себѣ не достаточна для совершенія зла и вытекающаго
изъ него наказанія; ибо пожелавшій быть дурнымъ не является
уже дурнымъ, и не долженствуетъ посему быть наказанъ. И это
утверждаетъ Григорій Богословъ въ словѣ "О Крещеніи”: “Если
того, кто только желалъ убить, ты судишь за убійство, то тебѣ
должно считать крещеннымъ и того, кто только желалъ крестить¬
ся” 202). Итакъ, если настроенная въ добрѣ воля не — достаточна
для полученія благъ, то не — достаточна для преданія вѣчному
мученію и одна только постоянная настроенность воли въ злѣ:
если же такая неизмѣнность настроенности воли въ злѣ являет¬
ся причиной вѣчнаго наказанія, согласно разсужденію Ѳомы, то,
тогда, и неизмѣнная настроенность воли въ добрѣ, конечно, бу¬
детъ причиной славы для обладателей ея или, по крайней мѣрѣ,
не допуститъ наказанія. Ибо если въ отношеніи двухъ вещей, про¬
тивоположныхъ другъ другу, одна является причиной другой, то
и, обратно, та вторая противоположная вещь является причиной
первой вещи (т. е. какъ А является причиной В, такъ и В явля¬