Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
142 отношеніи противоположнаго понятія: ибо въ тѣхъ, которые умер¬
ли съ любовію, любовь сама по себѣ не можетъ отстранить малые
грѣхи, но — только противоположный ей, смертный, грѣхъ, ко¬
торый лишаетъ жизни, въ то время какъ любовь ее даруетъ. Но это-то весьма странно, если любовь, стирающая смерт¬
ный грѣхъ, не можетъ этого же сдѣлать съ малыми грѣхами; это
t— то же, какъ если бы какой-нибудь чистильщикъ одежды ска¬
залъ, что онъ можетъ вычистить пятна краски и несмываемую
грязь, а маленькія и менѣе впитывающіяся въ одежду загрязне¬
нія, отнюдь, — не въ силахъ. Но если мы слышимъ, что Пророкъ
говоритъ: "Аще совратится праведникъ отъ правды своея, вся
правды его не помянутся”; то мы слышимъ также, что онъ гово¬
ритъ противоположное: “Въ тотъ день, когда нечестивецъ вздох¬
нетъ, обратившись, жизнію поживетъ и не умретъ” т). И въ упо¬
мянутыхъ (въ началѣ сего трактата) отвѣтахъ Аѳанасія Великаго,
находится такого рода вопросъ: “Если нѣкто сдѣлаетъ великій
грѣхъ, а затѣмъ осудитъ себя и начнетъ каяться, и послѣ трехъ
дней умретъ, что достоитъ полагать о его судьбѣ? — (Отвѣтъ:)
Если, начавъ приносить покаяніе, онъ удерживалъ свою душу отъ
порочныхъ пожеланій и заключилъ съ Богомъ завѣтъ, что онъ
болѣе не будетъ грѣшить тѣми согрѣшеніями, которыя онъ ра¬
нѣе дѣлалъ, и на слѣдующій день умеръ: надо считать, что Богъ
принялъ его покаяніе, какъ нѣкогда принялъ покаяніе разбой¬
ника. Ибо положить начало покаянію — это во власти человѣка,
а жить или умереть — сіе во власти Бога. Ибо многихъ, начав¬
шихъ приносить покаяніе, Богъ, будучи благимъ, сразу же бе¬
ретъ изъ этой жизни ради ихъ пользы, предвѣдая, что если они
будутъ долго жить, они снова падутъ и погионутъ” І97). И блажен¬
ный Іоаннъ Златоустъ въ словѣ о Филогонѣ говоритъ соотвѣт¬
ственно вышесказанному: “Я свидѣтельствую и даю ручатель¬
ство, что если каждый изъ васъ согрѣшившихъ, отступивъ отъ
прежнихъ дѣлъ, истинно дастъ обѣтъ Богу — никоимъ образомъ
ихъ больше не дѣлать, ничего иного большаго Богъ не потребуетъ
для дарованія прощенія”198). Гдѣ же здѣсь упоминаніе о наказа¬
ніи и очищеніи? Какіе же примѣры, подкрѣпляющіе наши сло¬
ва, мы можемъ представить? — Благоразумный разбойникъ, мы¬
тарь — вышедшій оправданнымъ, согрѣшившій и покаявшійся
и оставшійся Пророкомъ — Давидъ, разрѣшившійся отъ узъ —
Манассія. Итакъ, любовь и покаяніе гораздо больше — въ си¬
лахъ разрѣшить какъ великіе, такъ и малые грѣхи, нежели смерт¬
ный грѣхъ — умертвитъ прежде содѣланныя добрыя дѣла.