Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
141 что въ такомъ случаѣ не возможно также согласовать и среднія
по злу дѣла; но, вотъ, многими назидаются на основаніи вѣры и
тѣ и другія (дѣла), и не только случайными людьми, но и учи¬
телями и въ то время и теперь, какъ, вотъ, произошло и съ тЬмъ
(Учителемъ, впавшимъ въ блудодѣяніе). А то, что выраженіе “спа¬
сется” обозначаетъ только — “переживетъ”, какъ это толкуетъ
Златоустъ, видно и изъ того, какъ вѣстникъ говоритъ Іову: "Спа-
сохся азъ единъ, и пріидохъ возвѣстити тебѣ” І94). А что это сло¬
во “спасется”, отнюдь, не сказано въ хорошемъ смыслѣ, какъ это
вы говорите, явствуетъ изъ того, что Апостолъ, убоявшись, чтобы
кто такъ не подумалъ, присовокупилъ: "какъ бы изъ огня”, т. е.
какъ бы полусгорѣвшій и почернѣвшій и совершенно несчастный,
и затѣмъ съ силою заключаетъ: "Не вѣете ли, яко храмъ Бо¬
жій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ? Аще кто Божій храмъ
растлитъ, растлитъ его Богъ” '**); въ этомъ мѣстѣ онъ къ проти¬
воположному перевелъ понятіе, показывая, что то спасеніе изъ
огня непосредственно связано съ погибелью. Итакъ, слово — не
о малыхъ согрѣшеніяхъ и предметъ его не объ очищеніи, ибо нѣ¬
что таковое онъ отнюдь не говорилъ, но — о тягчайшихъ и смерт¬
ныхъ грѣхахъ, каковымъ и является блудодѣяніе; ибо онъ назы¬
ваетъ сіе растлѣніемъ храма Божія, т. е. — тѣла. Такимъ об¬
разомъ, мы не дѣлаемъ ничего неумѣстнаго, слѣдуя во всемъ
только толкованію Златоуста; и нѣтъ ничего удивительнаго, за¬
тѣмъ, если нѣкоторые иные восприняли сказанное Апостоломъ
въ различномъ пониманіи, ибо это обыкновеніе издревле наблю¬
дается у Учителей въ отношеніи почти всѣхъ изреченій Писанія;
и если то же изреченіе объясняется въ различныхъ пониманіяхъ,
то, какъ было уже сказано нами раньше, не возможно — слѣ¬
довать всѣмъ въ равной степени, но необходимо слѣдуетъ, что
какое-нибудь изъ нихъ является болѣе авторитетнымъ, нежели
прочія, и болѣе соотвѣтствуетъ предмету написаннаго; какое же
это толкованіе (въ нашемъ случаѣ) и что оно говоритъ, — какъ
судила сама Истина, было нами предъявлено. 23. I. Послѣ сего, желая возразить на наши доводы, кото¬
рыхъ изъ числа многихъ, могущихъ быть приведенными нами, мы
представили немного, — на первый нашъ доводъ, въ которомъ
мы говоримъ, что — болѣе соотвѣтствуетъ благости Божіей ма¬
лое добро не оставить безъ вниманія, нежели малый грѣхъ удо¬
стоить наказанія, — вы противопоставили, что малое добро не
можетъ получить награду, если будетъ умерщвлено какимъ-
нибудь смертнымъ грѣхомъ: ибо смертный грѣхъ умерщвляетъ
преждесодѣланныя добрыя дѣла; но не такъ обстоитъ дѣло въ